Сценарий праздника «Зимние посиделки» для досуга на январских каникулах
Участники
Ученики 1-4-х классов, учитель
Цель
Сформировать духовную и нравственную культуру школьников через знакомство с русскими народными традициями и обычаями
Задачи
Воспитать любовь к семье, Родине; пополнить знания в области русского фольклора, создать условия для творческой активности учеников, раскрепостить детей
Материалы и оборудование
Предметы интерьера русской избы, нарисованные на листах А4 праздничные даты русского народного календаря, например: «14 декабря – Наум Грамотник»; плакаты – «Январь и заморозит, и загвоздит», «Наум наставляет на ум», «Декабрь год кончает – зиму начинает»; записи русских народных песен, бумажная ромашка со скороговорками, каравай, баранки для поощрения детей.
Примерное время
60 мин
Ход праздника
60 мин
Кабинет стилизован под крестьянскую избу. В центре – стол, на нем – самовар, глиняная и деревянная посуда. Рядом справа – стилизация русской печи, бытовые предметы (ухват, кочерга). Стены украшены рушниками, разделочными досками, разноцветными платками. Видное место занимает прялка – украшение жилища.
Действующие лица: зазывалы – дети; старушки, тетушка Прасковья (ведущая праздника) – взрослые. Ведущая одета в русский народный костюм. Гости также должны быть одеты в соответствии с темой праздника.
На сцену выходят зазывалы.
Зазывалы:
Эй, народ честной,
Подходи, не стой!
Не гром, не пляс –
Нынче праздник у нас!
Что за праздник у нас,
Мы расскажем сейчас.Нынче праздник будет необычный.
Пойдем в гости к тетушке Прасковье.Гости званые и желанные,
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые,
Просим не стесняться,
К нам присоединяться.
Зазывалы стучат в дом тетушки Прасковьи.
Зазывалы:
Тетушка Прасковья, можно в гости?
Тетушка Прасковья:
Добро пожаловать, гости дорогие! (В руках у нее рушник, на котором каравай.)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим.
Поклонясь, отведать просим!Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки. Как когда-то наши прадедушки, ну, а с ними и прабабушки приходили на зимние посиделки, на песни, пироги да ладки. Вы, ребята, уже знаете, что осенью отмечают праздник Покров (14 октября), а в январе – Новый год (1 января), Сочельник (6 января), Рождество (7 января), будут гадать на Святки (двенадцать праздничных дней между Рождеством и Крещением 19 января).
1-й ученик:
Промежуток от Покрова до Святок включал цикл сельскохозяйственных работ, связанных с забоем скота, молотьбой. До Филиппова дня (27 ноября) старались завершить обработку льна. После чего начиналось прядение кудели – пряжи – чаще всего на «супрядках», молодежных посиделках или вечерках.
2-й ученик:
21 ноября – Михайлов день. В этот день нельзя было работать. Говорили, что в Михайлов день солнце для Бога играет.
Тетушка Прасковья:
А как вы понимаете эту пословицу? (Дети отвечают.)
3-й ученик:
14 декабря – день Наума Грамотника. Существовал обычай в этот день отдавать подростков в ученье к дьячкам, сельским грамотеям.
4-й ученик:
25 декабря – Спиридонов день. С этим днем связаны представления о начале прибавления солнечного дня. По примете «со Спиридона-солнцеворота солнце – на лето, зима – на мороз». А еще говорили: «в Спиридоны ясно – значит, впереди морозы сильные». В ряде мест в день Спиридона старались намолотить зерно на семена. Если позже намелешь, зерно считалось «незрелым».
Тетушка Прасковья:
Спасибо вам, сколько вы знаете! А вот с 14 по 19 декабря была «гулянская» неделя! В эти дни песни пели, хороводы водили, шутили и играли. Эта неделя была репетицией Рождества. Завершалась она Николиным днем. Никола зимний известен тем, что с этого праздника начинались зимние девичьи гадания. Много мы вам о праздниках с ноября по январь рассказали? А теперь представим себе, что работы уже все выполнены и можно поиграть. Кто из вас больше знает прибауток да потешек? Кому выпадет водить, тот и рассказывает!
Ведущая считалкой выбирает «водящего».
Тетушка Прасковья:
Заяц белый, куда бегал?
В лес дубовый.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион.
Выйди вон.
1-й ученик:
Долгоногий журавль
На мельницу ездил,
Диковинку видел.
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленький козленочек
Муку выгребает.
А барашки, круты рожки,
В дудочки играют.
А сороки-белобоки
Пошли танцевати.
А вороны-стережены
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топочет, головой вертит.
Тетушка Прасковья:
Тара-бара, домой пора
Коров доить – тебе водить!
2-й ученик:
Как на речке-то, на реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
Чем ты бороду красил?
Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.
Тетушка Прасковья:
Катилось яблочко мимо сада,
Мимо сада, мимо града:
Кто поднимет, тот и выйдет!
3-й ученик:
Уж как шла лиса по тропинке,
Нашла грамоту в охлопке,
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила:
– Как я лычки драла,
Как я лапоточки плела,
Вот и села на пенек
И читала весь денек!
Будто небо провалится,
И земля вся загорится!
Лисе негде будет жить –
Станет лисонька тужить!
Тетушка Прасковья:
Ох и спасибо! Познакомили вы нас со старинными потешками. А теперь порадуйте русской песенкой.
Тара-тара, тара-ра,
Идут девицы со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.
Дети исполняют песню «Выходили красны девицы».
Дети:
Выходили красны девицы
Из ворот гулять на улицу.
Ай-люли, ай-люли, ай-люли,
Из ворот гулять на улицу.
Выносили красны девицы
В белых руках по соловью.
Ай-люли, ай-люли, ай-люли,
В белых руках по соловью.
Соловьи в руках рассвищутся,
Красны девицы разгуляются.
Ай-люли, ай-люли, ай-люли
Красны девицы разгуляются.
Тетушка Прасковья:
Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно!
Раз народ еще поет
–Знать, не все потеряно!
На сцену выходят две старушки и поют.
Старушки:
Смех, потешки услыхали
–Сразу к вам мы прибежали.
Где потешки поют
–Там и весело живут.Правда, Даниловна?
Правда, Гавриловна!Неразлучные старушки,
Мы живем в лесной избушке.
Избушка на кочке,
Блинами обита,
Оладьями покрыта.
Есть ограда кругом
–Пирожки с творогом.
Тетушка Прасковья:
Ой, посмотрите, пока мы здесь веселились, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка-скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку три раза. Ну-ка, кто лучше?
Ведущая предлагает гостям оторвать лепесток от ромашки и прочитать написанную на нем скороговорку. Награждает участников баранками.
Примеры скороговорок
Скачать
Тетушка Прасковья:
Молодцы, ребята! А загадки отгадывать умеете?
Ведущая загадывает гостям праздника загадки. Того, кто дал правильный ответ, угощает баранками.
Примеры загадок
Скачать
Тетушка Прасковья:
Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши,
В руки брали просто ложки
И играли от души!
Ансамбль ложкарей выступает под русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде».
Тетушка Прасковья:
На Руси всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа русского народа.
Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
Тетушка Прасковья:
К нам на вечеринку приехали гости – это фольклорный ансамбль. Встречайте их.
Выступление учеников из фольклорного ансамбля.
Тетушка Прасковья:
Понравилось ли вам, ребята, на празднике? Спасибо вам, порадовали вы меня, только играми да плясками сыт не будешь. Приглашаю всех к чаю с пирогами.
Вот и солнце закатилось,
Вечериночка закрылась.
Приходите снова к нам,
– Рады мы всегда гостям!
Заканчивается праздник чаепитием.
Нам важно Ваше мнение!
Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.nshkoli.ru).
Важная информация