ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2018года
Профессиональное развитие
преемственность

Три направления работы позволят реализовать преемственность между школой и детским садом

Екатерина Липейко, ст. воспитатель ГБОУ «Школа № 109», Москва
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ
  1. Преемственность школа реализует в работе с педагогическим коллективом. Какие еще модели существуют.
  2. Программа тренинга для родителей включает: рекомендации, критерии психологической готовности к школе, анкету. Образцы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что школа обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным уровнями образования. Мы разработали модели преемственности по трем направлениям: работа с педагогическим коллективом, работа с дошкольниками и обучающимися начальной школы и работа с родителями. Вы можете дополнять и менять модели в зависимости от специфики школы.

Как работать с педагогическим коллективом

Преемственность реализуют совместно администрация школы, педагоги дошкольного образования, учителя начальных классов, педагоги-психологи, учителя-логопеды. Направления их деятельности — в таблице.

Основные направления деятельности администрации и педагогических работников, чтобы реализовать преемственность

АдминистрацияВоспитатели, учителяПедагог-психолог, учитель-логопед
Координирует работу, анализирует результаты, корректирует действияРазрабатывают единые подходы к образовательной и воспитательной деятельности, создают созвучную среду, чтобы развить дошкольников и младших школьников, профессионально взаимообогащаютсяРазрабатывают систему перехода детей из детского сада в начальную школу, осуществляют индивидуальное сопровождение ребенка

Основная задача администрации, чтобы педагоги взаимодействовали между собой. Используйте формы работы: совместные педагогические советы, расширенные заседания методических объединений, круглые столы, мастер-классы, индивидуальные консультации, общие семинары; открытые мероприятия, совместные психолого-медико-педагогические консилиумы; взаимопосещения занятий. Схема совместной деятельности педагогов дошкольного образования и начальной школы см. ниже.

Совместная деятельность педагогов дошкольного образования и начальной школы

Педагог-психолог и учитель-логопед совместно с воспитателями разрабатывают характеристику дошкольника-выпускника. Описывают отдельные черты личности ребенка, особенности поведения и игровой деятельности, адаптационные возможности, психологический статус ребенка в коллективе, школьную мотивацию. В каждой возрастной группе детского сада создают портфолио дошкольника, которое можно продолжать вести в начальной школе. Собранный материал помогает учителю выбрать эффективные педагогические приемы работы и позволяет ребенку преодолеть трудности адаптации.

Как работать с дошкольниками и обучающимися начальной школы

Работу постройте так, чтобы дошкольники и младшие школьники могли взаимодействовать друг с другом. Школа совместно с детским садом организует мероприятия, на которых встречаются дети. Будущие первоклассники учатся у школьников, как вести себя, общаться; а ученики начальной школы заботятся о младших.

Проведите экскурсии по школе для детей из детского сада, пусть они посетят школьную библиотеку, проводите совместные праздники, концерты, музыкально-литературные вечера, спортивные мероприятия, организуйте выставки рисунков и поделок.

Управление начальной школой № 5 (2016), расскажет, как реализовать преемственность ФГОС начального общего и ФГОС дошкольного образования. Автор статьи Наталья Горлова

Творческое сотрудничество помогает детям легче адаптироваться к школьным условиям. Можно совместно праздновать Новый год, 8 Марта. В нашей школе в рамках проекта «Сказки Г. Х. Андерсена глазами детей» дети совместно в течение года изучали творчество сказочника, ставили спектакли по его произведениям, а финалом проекта станет выставка рисунков. Финал работы по проекту мы приурочили к 2 апреля, дню рождения Г. Х. Андерсена и Международному дню детской книги. Структура проекта.

Как работать с родителями

Используйте формы работы: совместные родительские собрания с педагогами детского сада и начальной школы, например, «На пороге школы», «Готовность к школьному обучению», встречи родителей с будущими учителями, дни открытых дверей, круглые столы, дискуссионные встречи; творческие мастерские, презентации по вопросам воспитания и образования детей в современных условиях, анкетирование, тестирование родителей в преддверии школьной жизни и в период адаптации детей в школе, тематические досуги; информационный материал (стенды, ширмы, папки-передвижки, фотовыставки), родительский клуб.

В нашей школе действует родительский клуб «Наши дети» под руководством педагога-психолога и учителя-логопеда. В рамках родительского клуба можно провести тренинг «Я — родитель будущего первоклассника». Цель тренинга — формировать родительскую компетентность в вопросах готовности ребенка к обучению в школе и психологических особенностей детей. Специалисты на тренинге знакомят родителей с основными понятиями «готовность к обучению в школе», «кризис семи лет», «адаптация в школе»; помогают родителям выработать эффективные способы общения с детьми, осознать свою тревогу и отреагировать на переживания по поводу поступления ребенка в школу. Программа тренинга включает психологические игры, упражнения, лекционный материал, в котором освещают особенности адаптации ребенка в школе; рекомендации для родителей и критерии психологической готовности дошкольников. Педагог-психолог анкетирует родителей, чтобы определить мотивационную и социальную готовность ребенка к обучению в школе. Анкета.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.nshkoli.ru).