ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2018года
Профессиональное развитие
Методическая мастерская

Что рассказать родителям о компьютерных играх и компьютерной зависимости

Ирина Хирьянова, ст. преподаватель кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования Омского государственного педагогического университета
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ
  1. Компьютерные игры приносят пользу младшим школьникам: они позволяют расслабиться, самореализоваться, совершенствуют формы общения. Что еще.
  2. Чтобы избежать компьютерной зависимости и зависимости от компьютерных игр, предложите на родительском собрании памятку. Образец.

Предлагаем материалы, которые учитель может использовать на родительском собрании, когда рассказывает о зависимости от компьютерных игр и компьютерной зависимости.

Какие виды компьютерных игр существуют

Среди большого разнообразия компьютерных игр можно выделить виды: адвентурные, стратегии, аркадные, ролевые, 3D-Action, симуляторы, логические. Рассмотрим каждый из видов.

Управление начальной школой № 1 (2017) расскажет, как оформить аттестационный лист учителей в области ИКТ

Адвентурные игры (приключенческие)

Оформлены как мультфильм, но с возможностью управления ходом событий. Чтобы решить поставленные задачи, необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Предполагают длительную работу за компьютером. Они – мощный раздражитель, поэтому гиперактивным детям не рекомендуем в них играть.

Стратегии

Основная цель – завоевать вражеские поселения, заключить необходимый союз, набрать фиксированное количество очков, управлять ресурсами, войсками, энергией и т. п. Развивают усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление. Не подходят детям младшего школьного возраста из-за большой продолжительности по времени.

Аркадные игры

Для этих игр характерно поуровневое дробление хода действий, когда наградой и целью является право перейти к следующему эпизоду или миссии. Система набора очков и бонусов, которую предоставляют за «особые заслуги»: быстрота прохождения, победа над сильным врагом, нахождение секретных дверей и т. п. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуют гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.

Ролевые игры

Цель – отыскать определенный артефакт, человека или заклинания. Путь к цели обычно преграждают враги, которых нужно победить в бою или обмануть. Главный принцип – использовать нужного персонажа в нужном месте и в нужное время. Как и аркадные игры, тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуют гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.

3D-Action

Цель игрока – уничтожить как можно больше соперников. Это развлекательный вид игр, в ходе которых развиваются моторные функции играющего. Данный вид игр – жестокий и не подходит младшим школьникам.

Симуляторы, имитаторы (авто-, авиа-, спортивный)

Позволяют попробовать свои силы в новых ситуациях. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуют гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.

Логические игры

Головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т. п. Как правило, разбиты на отдельные задачи, что позволяет регламентировать время работы ребенка на компьютере. Способствуют развитию мышления, памяти, внимания.

Что рассказать о положительном влиянии компьютерных игр Главное в статье Скрыть

Обратите внимание

Если компьютерные игры подобраны правильно, у младшего школьника развиваются внимание, сосредоточенность, быстрота действий

В младшем школьном возрасте компьютерные игры могут принести пользу.

Позволяют расслабиться

Смена деятельности – отдых, поэтому естественно, что дети после интеллектуальной или физической нагрузки с удовольствием играют в компьютерные игры, которые могут поднять настроение, помочь успокоиться и восстановить силы. Многие игры ярко иллюстрированы, интерактивны, с юмором, что создает положительный эмоциональный настрой.

Совершенствуют формы общения

Младшие школьники любят играть в компьютерные игры вдвоем или в небольшой группе сверстников. В эти моменты общение у них разворачивается вокруг сюжета игры, происходит обмен эмоциональными состояниями, обсуждается содержательная сторона игры. Дети, когда обсуждают происходящее в игре, вырабатывают коллективное решение по поводу дальнейших действий игрока.

Воздействуют терапевтически

Многим детям они позволяют избавиться от чувства неполноценности: часто то, что не получается в реальной жизни, легко реализуется с помощью компьютера. Когда используют компьютер, многие младшие школьники начинают петь, рисовать, сочинять стихи. Учебные и игровые программы с доброжелательными героями поддерживают ребенка, внушают чувство доверия.

Учат моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации

Подобные эксперименты дают возможность «проиграть» множество ситуаций, которые в последующем могут быть реализованы в жизни.

Помогают самореализоваться

Одни дети предпочитают головоломки и логические игры, другим нравятся игры на быстроту реакции, третьих привлекают обучающие игры, четвертые любят раскрашивать и т. п.

Оказывают коррекционный эффект при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Многие дети впервые начинают обучение с помощью компьютера, им становится доступной большая часть информации, они осваивают речь, получают знания об окружающем мире и о себе. Компьютер можно эффективно использовать, чтобы корректировать речь, зрение.

Интенсифицируют образовательную деятельность

Дети с помощью игры приобретают знания не механически, а самостоятельно. Компьютерные технологии раскрывают, сохраняют и развивают личностные качества детей. Они приобщаются к исследовательской работе, анализируют и интерпретируют информацию; создают гипотезы и делают выводы; корректируют свои дальнейшие действия.

Как выбирать жанр и продолжительность компьютерных игр

Обратите внимание

Интерфейс – это набор средств, которые позволяют человеку и компьютеру взаимодействовать

Чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, нужно проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности. Нельзя играть в ущерб другим занятиям. Для младших школьников лучше выбирать логические игры, игры-симуляторы, так как они непродолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей.

Оптимальный уровень сложности игры можно определить, когда родители наблюдают за реакцией детей в игре. Если ребенок перевозбужден, то следует снизить уровень сложности или сменить игру на другой тип. Если ребенок стал излишне нетерпелив – можно повысить уровень сложности. По времени игра для младших школьников не должна превышать 10–15 минут либо должна предусматривать запись промежуточных результатов работы с последующим ее продолжением.

Какие формы и стадии компьютерной зависимости существуют Главное в статье Скрыть

Зависимость от компьютерных технологий или компьютерная аддикция может быть выражена в двух формах:

  • чрезмерная увлеченность компьютерными играми;
  • интернет-зависимость (интернет-аддикция).

Стадии компьютерной зависимости: интерес – друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься; втягивание – если нет возможности играть, становится скучно, грустно; полная зависимость. Признаки компьютерной зависимости у ребенка:

  • ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
  • проводит за компьютером большую часть свободного время (6–10 часов в день);
  • провел хотя бы одну ночь у компьютера;
  • прогулял школу – сидел за компьютером;
  • приходит домой и сразу садится за компьютер;
  • стал хуже учиться, потерял интерес к учебным предметам;
  • практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
  • во время игры ребенок начинает разговаривать сам с собой или с героями игры, как будто они реальные;
  • забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
  • пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
  • трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии;
  • конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Справка

Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям окружающей среды

Каковы психологические особенности зависимых от компьютера

Среди основных факторов, которые влияют на компьютерную зависимость у детей: неправильное воспитание в семье, участие в играх родителей и знакомых, эмоциональная подавленность. Особенность зависимых от компьютера – социальная дезадаптация. Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, иногда жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру и имеет для этого все необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т. д. Ему приходится уничтожать компьютерных врагов, а те, в свою очередь, пытаются уничтожить его.

Главное в статье СкрытьПредлагаем памятку для родителей, которая позволит избежать компьютерной зависимости у детей.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.nshkoli.ru).