Все статьи номера
1
Январь 2018года
Профессиональное развитие
Методическая мастерская

15 заданий, которые помогут учителю сформировать коммуникативные УУД

Раиса Тагиева, учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 1347», Москва
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ
  1. Коммуникативные УУД основаны на речевых навыках. Учитель формирует их на произносительном уровне. Как еще.
  2. Когда работаете над связной речью учеников, используйте межпредметные уроки. Какие еще задания и упражнения давать детям (слайд 4,5).

На чем основаны коммуникативные УУД в языковом обучении

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, определять способы взаимодействия, выявлять и разрешать конфликты, контролировать, корректировать, оценивать действия партнера, принимать и реализовывать решения, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В языковом обучении педагог развивает коммуникативные УУД младших школьников, когда учит их грамотно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной формах речи. Учитель обеспечивает речевую среду для детей: они должны воспринимать речь взрослых, читать книги; создает речевые ситуации, которые связаны с повседневной жизнью, и проводит межпредметные занятия; следит, чтобы ученики пополняли лексический запас.

Цель языкового обучения – сформировать у учащихся коммуникативную компетентность. Она формируется на базе коммуникативных УУД, которые основаны на речевых навыках.

Справка

Чистоговорки – это речевые упражнения, которые позволяют отработать произнесение звуков и их сочетаний

Какие задания использовать учителю

Существует четыре уровня, чтобы развить речевые навыки: произносительный, лексический, грамматический, работа над связной речью.

Произносительный

Некоторые дети приходят в школу с нарушенной речью: дефектами произношения и трудностями артикуляции. Правильно произносить звуки помогут чистоговорки, скороговорки, фонетические упражнения. Выполняйте задания с детьми по алгоритму:

1. Прочитай скороговорку шепотом, беззвучно, тихо, громко, еще громче, например: Соня Зине принесла малину в корзине.

2. Прочитай скороговорку с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно, задорно.

3. Соедини гласные и согласные или пропой гласные.

Дополнительно упражнения (слайд 1).

Лексический

Обогатить словарный запас учеников учитель может с помощью упражнений: подобрать синонимы, например, добрый – щедрый, терем – дворец; подобрать антонимы, например, день – ночь, молчать – говорить; подобрать прилагательные, например, девочка (какая?) красивая, высокая, веселая.

Добавляйте в словарный запас учеников слова-действия с помощью упражнения «Кто что делает?», например, врач (лечит), учитель (учит), повар (готовит) и т. д. Можно использовать задание «Сравни»: по форме (квадрат и прямоугольник), по цвету (яблоко и арбуз), по размеру (банка и баллон), по высоте (куст и дерево).

Обратите внимание

Подбирайте примеры и задания из повседневных ситуаций, обращайте внимание на то, что интересно ученикам

Грамматический

На этом уровне формируйте правильную речь. Используйте задания «Найди ошибку», «Составь предложения по разным моделям», работу в группах. Примеры заданий (слайд 2).

Работа над связной речью

Когда работаете над этим уровнем, создавайте коммуникативные ситуации, когда ученику необходимо высказаться, он хочет поделиться информацией, рассказать о чем-то. Межпредметные связи уроков русского языка, окружающего мира эффективно формируют речевые навыки. Примеры упражнений и заданий (слайд 4,5).

Смотрите и скачивайте примеры заданий

Как смотреть

Кликайте по стрелкам, чтобы посмотреть слайды

Как скачать

Дойдите до 5-го слайда и кликните по нему мышкой,
чтобы скачать файл со всеми заданиями

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.nshkoli.ru).