Как разработать специальную индивидуальную программу развития для детей с нарушениями интеллекта
- В СИПР входит характеристика обучающегося с интеллектуальными нарушениями. Что еще.
- Когда разрабатываете индивидуальный учебный план, учитывайте рекомендации ПМПК. Примеры ИУП.
- Коррекционный курс учит понимать язык жестов, систему символов. Тематическое планирование.
- Семья ребенка – активный участник обучения. Содержание программы сотрудничества с семьей.
Зачем разрабатывать СИПР
Обучение детей по 3-му, 4-му вариантам адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и 2-му варианту АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может идти по разработанной школой специальной индивидуальной программе развития (СИПР). СИПР разрабатывают в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) или ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Цель СИПР – обучающийся должен обрести жизненные компетенции, которые позволят ему достигнуть максимально возможной самостоятельности, когда он решает повседневные жизненные задачи. СИПР включает ребенка в жизнь общества, расширяет его жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных пределах. СИПР решает задачи: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные, формирует социально-бытовые навыки.
Когда организуют обучение по СИПР, соблюдают принципы:
- индивидуализации. СИПР для каждого обучающегося основывают на психолого-медико-педагогических рекомендациях;
- целесообразности. Предполагает возможность увеличить или уменьшить часы учебного плана, что позволит учесть индивидуальные особенности обучающегося, характер заболевания и др.;
- междисциплинарного подхода. Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник взаимодействуют между собой;
- семейно-ориентированного сопровождения. Родителей активно включают в образовательную деятельность, они взаимодействуют со специалистами.
Дети с интеллектуальными нарушениями – особый контингент. Они не мотивированы к общению, негибки в контактах, у них повышенная эмоциональная истощаемость, может быть грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей речь отсутствует или нарушена так, что окружающие не понимают ее. Ученик неполноценно взаимодействует с окружающим миром, не социализируется и не адаптируется в обществе.
Выход из ситуации – обучать детей использовать альтернативные средства коммуникации: жесты, мимику, систему символов, пиктограммы. Альтернативные средства коммуникации будут компенсировать у неговорящих детей отсутствующую речевую активность, помогут им выражать свои потребности, желания и просьбы, создадут базу для развития речи и познавательной деятельности.
Литература об обучении детей с интеллектуальными нарушениями
1. Баряева Л.Б., Бойков Д.И., Липакова В.И. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
2. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В., Вечканова И.Г., Кондратьева С.Ю., Яковлева Н.Н. Программно-методическое обеспечение и технологии работы с детьми дошкольного и школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Образовательная программа повышения квалификации. – СПб., 2016.
3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я ребенок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.
4. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–7 лет: сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. – М.: Экзамен, 2006.
Что входит в структуру СИПР
Справка
Присмотр и уход за детьми – меры, которые позволяют организовать питание, обеспечивают соблюдение детьми личной гигиены и режима дня
СИПР разрабатывают на один год, и она включает:
1. Фамилию, имя, отчество обучающегося, возраст на тот момент, когда составляется программа, дату рождения, место жительства, сведения о матери, отце, год обучения, форму обучения.
2. Характеристику, которая содержит оценку состояния обучающегося на тот момент, когда составляется программа; заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка, особенности познавательных процессов, сформированность устной речи и речемыслительных операций, характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, сформированность социально значимых навыков, умений, бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, выводы по итогам обследования.
3. Индивидуальный учебный план (ИУП), который отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
4. Содержание образования в условиях организации и семьи: базовые учебные действия, содержание учебных предметов и коррекционных занятий, нравственное воспитание, воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, внеурочная деятельность.
5. Условия, которые реализуют потребность в уходе и присмотре.
6. Перечень специалистов, которые разрабатывают и реализуют СИПР.
Обратите внимание
Необходимость в присмотре возникает, если у ребенка: агрессия в отношении людей и (или) предметов, самоагрессия; он выходит из класса или школы, не предупреждая взрослых
7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
СИПР может содержать приложение, которое включает задания и рекомендации, чтобы их выполнить.
Наша школа в 2015/16 учебном году была пилотной площадкой по апробации и внедрению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предлагаем содержание работы по разделам СИПР: ИУП, как организовать внеурочную деятельность и программу сотрудничества с семьей.
Что включить в индивидуальный учебный план
ИУП включает учебные предметы и коррекционные курсы, которые выбирают из учебного плана АООП в зависимости от образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающегося. Когда разрабатываете ИУП, учитывайте рекомендации, которые сформулированы в заключении ПМПК, индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, заключении специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога.
В ИУП детей с умственной отсталостью (тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) преобладают занятия коррекционной направленности. У детей с умеренной степенью умственной отсталости больший объем учебной нагрузки распределяют на предметные области. В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяется индивидуальными образовательными возможностями обучающихся.
Обратите внимание
Ребенка обучают на дому, если рекомендует медицинская организация. Минздрав приказом от 30.06.2016 № 436н утвердил перечень заболеваний, которые дают право обучаться на дому
Некоторые дети, которые трудно адаптируются к условиям обучения в группе, могут находиться в школе ограниченное время. Дети с интеллектуальными нарушениями могут обучаться на дому. Объем их нагрузки тоже определяет ИУП.
Пример. В нашей школе в ИУП обучающегося с тяжелой умственной отсталостью преобладают занятия коррекционной направленности, так как ученик ограничен в движениях, у него нарушены высшие психические функции, речь полностью отсутствует, не сформированы сенсомоторные реакции, которые связаны с фиксацией на объекте; ребенок не запоминает образ предмета. Из обязательной части учебного плана на основании заключения ПМПК, психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) исключили учебные предметы: окружающий природный мир, человек, окружающий социальный мир, изобразительная деятельность, адаптивная физкультура.
Содержание и темы этих учебных предметов могут быть интегрированы в содержание коррекционных курсов и программы внеурочной деятельности. В программу коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» мы включили темы учебных предметов: окружающий природный мир, речь и альтернативная коммуникация. Пример тематического планирования по коррекционному курсу. В ИУП преобладает часть, формируемая участниками образовательных отношений, коррекционные курсы согласованы с родителями. В коррекционном курсе «Сенсорное развитие» ребенок с тяжелой умственной отсталостью получает информацию об окружающем мире через тактильную стимуляцию. Курс «Предметно-практические действия» развивает общую и тонкую моторику обучающегося, формирует способы обследования предметов. «Альтернативная коммуникация» учит понимать язык жестов, систему символов, пиктограмм, проявлению эмоций. ИУП рассчитан на 8 часов в неделю, так как ребенку рекомендовали обучение на дому. Ученик занимается с педагогом, при этом присутствуют родители. Пример ИУП. ИУП для обучающегося с умеренной умственной отсталостью, где преобладают предметные области.
Как организовать внеурочную деятельность
Основные направления внеурочной деятельности: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. Во внеурочной деятельности ребенок взаимодействует со сверстниками и приобретает навыки самообслуживания.
Когда разрабатываете СИПР, оговорите с родителями, какие мероприятия может посетить ученик в их сопровождении или тьютора. Обучающиеся участвуют во внеурочной деятельности добровольно, школа учитывает их интересы и запросы родителей. С помощью мероприятий внеурочной деятельности корректируют ручную моторику и готовят к самостоятельной трудовой деятельности.
Во внеурочном мероприятии обучающийся может быть участником или зрителем в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей, содержания мероприятия. Перечень мероприятий по внеурочной деятельности.
В нашей школе реализуют программу внеурочной деятельности «Умелые ручки». Фрагмент тематического планирования программы см. в таблице. Включайте в программу только те темы занятий, которые обучающийся может выполнить совместно с учителем, тьютором или родителем.
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»
Тема занятия | Форма занятия |
---|---|
Аппликация «Осенние листья» | Практическое |
Коллективное панно «Осенние березки» | Практическое |
Паровозик из спичечных коробков | Практическое |
Пластилиновая картинка «Домик» | Практическое |
Пластилиновая картинка «Цветок» | Практическое |
Аппликация из бумажных кругов «Снеговик» | Практическое |
Если ребенок не может посетить мероприятие или занятие по внеурочной деятельности, пригласите на него родителей, чтобы обучить приемам работы, как использовать атрибуты, взаимодействовать с ребенком, когда родитель будет проводить мероприятие дома.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Как оценивать обучающегося по СИПР
ИУП предполагает персональный уровень образовательного результата. ПМПк школы может рекомендовать индивидуальную оценку текущих проверочных работ и промежуточной аттестации.
В конце первого класса ставится описательная оценка, так как обучение безотметочное. Описательная оценка – результат освоения СИПР. Она включает разделы: основное содержание курса, уровень освоения содержание курса по каждому предмету, процент качества усвоения программного материала по каждому предмету. В ней прописывают личностные результаты обучающегося, делают вывод, дают рекомендации по СИПР на следующий учебный год.
Далее результаты освоения СИПР выражают оценочными показателями и качественными критериями по итогам практических действий, например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции», «выполняет действие по образцу», «действие не выполняет», «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Как работать по программе сотрудничества с семьей
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет, что семья обучающегося с интеллектуальными нарушениями – активный участник образовательной деятельности. Задача школы – повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, привлечь их к реализации СИПР через программу сотрудничества с семьей.
Справка
Домашнее визитирование – технология, когда педагоги и специалисты обучают родителей уходу за ребенком, реализуют методы развития и воспитания в домашних условиях
Когда разрабатываете программу, учитывайте, что необходимо:
- познакомиться с семьей, узнать ее состав, возраст, профессии родителей, их образовательный и культурный уровень, чтобы оценить ресурсный потенциал семьи и оказать необходимую помощь;
- учитывать общую атмосферу в семье, характер взаимоотношений, приоритеты воспитания, готовность родителей к сотрудничеству;
- разработать систему мероприятий, которые позволят взаимодействовать специалистам школы и родителям. Включите в мероприятия индивидуальные беседы, консультации, домашнее визитирование;
- определить роль семьи в образовательной деятельности. Школа и родители совместно несут ответственность за результаты в пределах компетенции каждой из сторон, которая разграничена договором;
- познакомить родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами;
- информировать родителей об общественных и государственных организациях, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями: отделы социальной защиты населения, поликлиники, реабилитационные центры, юридические консультации.
Специалисты школы, когда оказывают помощь семье, используют методы работы: наблюдение, беседа, убеждение. Используйте формы обратной связи при работе с родителями: анализируйте динамику учащихся в связи с тем, что родители активно участвуют в деятельности школы, собирайте письменные отзывы по проведенным мероприятиям, проведите анкетирование в конце учебного года.
Обратите внимание
Учебно-методический комплекс В.В. Воронкова «Обучение грамоте и правописанию
в 1–4 классах вспомогательной школы» поможет разработать памятки для родителей, буклеты, коррекционные занятия
Формы и результаты работы специалистов и учителя с родителями обучающегося
Форма работы | Результат |
---|---|
Специалисты | |
Беседа | Создать доверительные отношения |
Консультация | Проинформировать родителей об этапах психологического развития ребенка, организовать предметно-развивающее пространство в семье |
Тренинг | Научить родителей разрешать конфликты с ребенком, эффективно взаимодействовать с ним |
Учителя | |
Индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей | Родители учатся не только содержательно взаимодействовать с ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Учатся соотносить возможности ребенка и свои требования к нему |
Консультация родителей, как использовать задания-инструкции, буклеты, памятки | Родители закрепляют учебный материал, отрабатывают формируемые навыки и поддерживают уже сформированные с помощью заданий-инструкций, буклетов, памяток |
На основе детального анализа семейной ситуации и трудностей, которые испытывают родители, выбирают содержание программы сотрудничества с семьей. Пример. Чтобы создать предметно-развивающее пространство для ученика в семье, учитель-дефектолог может предложить родителям из подручных средств изготовить дидактические игрушки.
Когда учитель проводит занятия с детьми в присутствии родителей, он показывает, как работает с обучающимся сам и демонстрирует, как могут действовать родители, когда закрепляют и отрабатывают учебный материал. Педагог разрабатывает и выдает родителям под подпись памятки-задания, инструкции. Пример инструкции.
Нажмите на выбранный документ, чтобы посмотреть его в полном размере
Чтобы закрепить навыки общения и самообслуживания, учитель проводит инструктивные занятия, как использовать коммуникативные карточки или пиктограммы. Работа с карточками-пиктограммами – долговременная деятельность, которая требует ежедневных систематических занятий с ребенком, настойчивости и терпения педагога и родителей. Дети осваивают альтернативную коммуникацию последовательно, медленно и постепенно, педагог и родители постепенно наращивают степень сложности, переходят к новому только после того, как отработан предыдущий этап. Этапы работы по пиктограммам.
Нажмите на выбранный документ, чтобы посмотреть его в полном размере
Главное в статье
СкрытьИндивидуальные учебные планы | Главное в статье СкрытьТематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» | ||
вернуться в текст >> скачать >> | вернуться в текст >> скачать >> | ||
Главное в статье
СкрытьСодержание программы сотрудничества | |||
вернуться в текст >> скачать >> | вернуться в текст >> скачать >> | вернуться в текст >> скачать >> |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.nshkoli.ru).
ВАЖНО ЗНАТЬ