Электронный журнал «Управление начальной школой»
Новости
ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2018года
Инклюзивное образование
программы

Как разработать специальную индивидуальную программу развития для детей с нарушениями интеллекта

Светлана Есина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Школа № 12», г. Ачинск
Наталья Чиркунова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Школа № 12», г. Ачинск
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ
  1. В СИПР входит характеристика обучающегося с интеллектуальными нарушениями. Что еще.
  2. Когда разрабатываете индивидуальный учебный план, учитывайте рекомендации ПМПК. Примеры ИУП.
  3. Коррекционный курс учит понимать язык жестов, систему символов. Тематическое планирование.
  4. Семья ребенка – активный участник обучения. Содержание программы сотрудничества с семьей.

Зачем разрабатывать СИПР

Обучение детей по 3-му, 4-му вариантам адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и 2-му варианту АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может идти по разработанной школой специальной индивидуальной программе развития (СИПР). СИПР разрабатывают в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) или ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Цель СИПР – обучающийся должен обрести жизненные компетенции, которые позволят ему достигнуть максимально возможной самостоятельности, когда он решает повседневные жизненные задачи. СИПР включает ребенка в жизнь общества, расширяет его жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных пределах. СИПР решает задачи: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные, формирует социально-бытовые навыки.

Когда организуют обучение по СИПР, соблюдают принципы:

  • индивидуализации. СИПР для каждого обучающегося основывают на психолого-медико-педагогических рекомендациях;
  • целесообразности. Предполагает возможность увеличить или уменьшить часы учебного плана, что позволит учесть индивидуальные особенности обучающегося, характер заболевания и др.;
  • междисциплинарного подхода. Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник взаимодействуют между собой;
  • семейно-ориентированного сопровождения. Родителей активно включают в образовательную деятельность, они взаимодействуют со специалистами.

Дети с интеллектуальными нарушениями – особый контингент. Они не мотивированы к общению, негибки в контактах, у них повышенная эмоциональная истощаемость, может быть грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей речь отсутствует или нарушена так, что окружающие не понимают ее. Ученик неполноценно взаимодействует с окружающим миром, не социализируется и не адаптируется в обществе.

Выход из ситуации – обучать детей использовать альтернативные средства коммуникации: жесты, мимику, систему символов, пиктограммы. Альтернативные средства коммуникации будут компенсировать у неговорящих детей отсутствующую речевую активность, помогут им выражать свои потребности, желания и просьбы, создадут базу для развития речи и познавательной деятельности.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Литература об обучении детей с интеллектуальными нарушениями

1. Баряева Л.Б., Бойков Д.И., Липакова В.И. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

2. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В., Вечканова И.Г., Кондратьева С.Ю., Яковлева Н.Н. Программно-методическое обеспечение и технологии работы с детьми дошкольного и школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Образовательная программа повышения квалификации. – СПб., 2016.

3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я ребенок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.

4. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–7 лет: сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. – М.: Экзамен, 2006.

Что входит в структуру СИПР

Справка

Присмотр и уход за детьми – меры, которые позволяют организовать питание, обеспечивают соблюдение детьми личной гигиены и режима дня

СИПР разрабатывают на один год, и она включает:

1. Фамилию, имя, отчество обучающегося, возраст на тот момент, когда составляется программа, дату рождения, место жительства, сведения о матери, отце, год обучения, форму обучения.

2. Характеристику, которая содержит оценку состояния обучающегося на тот момент, когда составляется программа; заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка, особенности познавательных процессов, сформированность устной речи и речемыслительных операций, характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, сформированность социально значимых навыков, умений, бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, выводы по итогам обследования.

3. Индивидуальный учебный план (ИУП), который отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

4. Содержание образования в условиях организации и семьи: базовые учебные действия, содержание учебных предметов и коррекционных занятий, нравственное воспитание, воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, внеурочная деятельность.

5. Условия, которые реализуют потребность в уходе и присмотре.

6. Перечень специалистов, которые разрабатывают и реализуют СИПР.

Обратите внимание

Необходимость в присмотре возникает, если у ребенка: агрессия в отношении людей и (или) предметов, самоагрессия; он выходит из класса или школы, не предупреждая взрослых

7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

СИПР может содержать приложение, которое включает задания и рекомендации, чтобы их выполнить.

Наша школа в 2015/16 учебном году была пилотной площадкой по апробации и внедрению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предлагаем содержание работы по разделам СИПР: ИУП, как организовать внеурочную деятельность и программу сотрудничества с семьей. 

Что включить в индивидуальный учебный план

ИУП включает учебные предметы и коррекционные курсы, которые выбирают из учебного плана АООП в зависимости от образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающегося. Когда разрабатываете ИУП, учитывайте рекомендации, которые сформулированы в заключении ПМПК, индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, заключении специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога.

В ИУП детей с умственной отсталостью (тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) преобладают занятия коррекционной направленности. У детей с умеренной степенью умственной отсталости больший объем учебной нагрузки распределяют на предметные области. В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяется индивидуальными образовательными возможностями обучающихся.

Обратите внимание

Ребенка обучают на дому, если рекомендует медицинская организация. Минздрав приказом от 30.06.2016 № 436н утвердил перечень заболеваний, которые дают право обучаться на дому

Некоторые дети, которые трудно адаптируются к условиям обучения в группе, могут находиться в школе ограниченное время. Дети с интеллектуальными нарушениями могут обучаться на дому. Объем их нагрузки тоже определяет ИУП.

Пример. В нашей школе в ИУП обучающегося с тяжелой умственной отсталостью преобладают занятия коррекционной направленности, так как ученик ограничен в движениях, у него нарушены высшие психические функции, речь полностью отсутствует, не сформированы сенсомоторные реакции, которые связаны с фиксацией на объекте; ребенок не запоминает образ предмета. Из обязательной части учебного плана на основании заключения ПМПК, психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) исключили учебные предметы: окружающий природный мир, человек, окружающий социальный мир, изобразительная деятельность, адаптивная физкультура.
Содержание и темы этих учебных предметов могут быть интегрированы в содержание коррекционных курсов и программы внеурочной деятельности. В программу коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» мы включили темы учебных предметов: окружающий природный мир, речь и альтернативная коммуникация. Пример тематического планирования по коррекционному курсу. В ИУП преобладает часть, формируемая участниками образовательных отношений, коррекционные курсы согласованы с родителями. В коррекционном курсе «Сенсорное развитие» ребенок с тяжелой умственной отсталостью получает информацию об окружающем мире через тактильную стимуляцию. Курс «Предметно-практические действия» развивает общую и тонкую моторику обучающегося, формирует способы обследования предметов. «Альтернативная коммуникация» учит понимать язык жестов, систему символов, пиктограмм, проявлению эмоций. ИУП рассчитан на 8 часов в неделю, так как ребенку рекомендовали обучение на дому. Ученик занимается с педагогом, при этом присутствуют родители. Пример ИУП. ИУП для обучающегося с умеренной умственной отсталостью, где преобладают предметные области.

Как организовать внеурочную деятельность

Основные направления внеурочной деятельности: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. Во внеурочной деятельности ребенок взаимодействует со сверстниками и приобретает навыки самообслуживания.

Когда разрабатываете СИПР, оговорите с родителями, какие мероприятия может посетить ученик в их сопровождении или тьютора. Обучающиеся участвуют во внеурочной деятельности добровольно, школа учитывает их интересы и запросы родителей. С помощью мероприятий внеурочной деятельности корректируют ручную моторику и готовят к самостоятельной трудовой деятельности.

Во внеурочном мероприятии обучающийся может быть участником или зрителем в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей, содержания мероприятия. Перечень мероприятий по внеурочной деятельности.

В нашей школе реализуют программу внеурочной деятельности «Умелые ручки». Фрагмент тематического планирования программы см. в таблице. Включайте в программу только те темы занятий, которые обучающийся может выполнить совместно с учителем, тьютором или родителем.

Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»

Тема занятияФорма занятия
Аппликация «Осенние листья»Практическое
Коллективное панно «Осенние березки»Практическое
Паровозик из спичечных коробковПрактическое
Пластилиновая картинка «Домик»Практическое
Пластилиновая картинка «Цветок»Практическое
Аппликация из бумажных кругов «Снеговик»Практическое

Если ребенок не может посетить мероприятие или занятие по внеурочной деятельности, пригласите на него родителей, чтобы обучить приемам работы, как использовать атрибуты, взаимодействовать с ребенком, когда родитель будет проводить мероприятие дома.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Как оценивать обучающегося по СИПР

ИУП предполагает персональный уровень образовательного результата. ПМПк школы может рекомендовать индивидуальную оценку текущих проверочных работ и промежуточной аттестации.

В конце первого класса ставится описательная оценка, так как обучение безотметочное. Описательная оценка – результат освоения СИПР. Она включает разделы: основное содержание курса, уровень освоения содержание курса по каждому предмету, процент качества усвоения программного материала по каждому предмету. В ней прописывают личностные результаты обучающегося, делают вывод, дают рекомендации по СИПР на следующий учебный год.

Далее результаты освоения СИПР выражают оценочными показателями и качественными критериями по итогам практических действий, например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции», «выполняет действие по образцу», «действие не выполняет», «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Как работать по программе сотрудничества с семьей

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет, что семья обучающегося с интеллектуальными нарушениями – активный участник образовательной деятельности. Задача школы – повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, привлечь их к реализации СИПР через программу сотрудничества с семьей.

Справка

Домашнее визитирование – технология, когда педагоги и специалисты обучают родителей уходу за ребенком, реализуют методы развития и воспитания в домашних условиях

Когда разрабатываете программу, учитывайте, что необходимо:

  • познакомиться с семьей, узнать ее состав, возраст, профессии родителей, их образовательный и культурный уровень, чтобы оценить ресурсный потенциал семьи и оказать необходимую помощь;
  • учитывать общую атмосферу в семье, характер взаимоотношений, приоритеты воспитания, готовность родителей к сотрудничеству;
  • разработать систему мероприятий, которые позволят взаимодействовать специалистам школы и родителям. Включите в мероприятия индивидуальные беседы, консультации, домашнее визитирование;
  • определить роль семьи в образовательной деятельности. Школа и родители совместно несут ответственность за результаты в пределах компетенции каждой из сторон, которая разграничена договором;
  • познакомить родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами;
  • информировать родителей об общественных и государственных организациях, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями: отделы социальной защиты населения, поликлиники, реабилитационные центры, юридические консультации.

Специалисты школы, когда оказывают помощь семье, используют методы работы: наблюдение, беседа, убеждение. Используйте формы обратной связи при работе с родителями: анализируйте динамику учащихся в связи с тем, что родители активно участвуют в деятельности школы, собирайте письменные отзывы по проведенным мероприятиям, проведите анкетирование в конце учебного года.

Обратите внимание

Учебно-методический комплекс В.В. Воронкова «Обучение грамоте и правописанию
в 1–4 классах вспомогательной школы» поможет разработать памятки для родителей, буклеты, коррекционные занятия

Формы и результаты работы специалистов и учителя с родителями обучающегося

Форма работыРезультат
Специалисты
БеседаСоздать доверительные отношения
КонсультацияПроинформировать родителей об этапах психологического развития ребенка, организовать предметно-развивающее пространство в семье
ТренингНаучить родителей разрешать конфликты с ребенком, эффективно взаимодействовать с ним
Учителя
Индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителейРодители учатся не только содержательно взаимодействовать с ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Учатся соотносить возможности ребенка и свои требования к нему
Консультация родителей, как использовать задания-инструкции, буклеты, памяткиРодители закрепляют учебный материал, отрабатывают формируемые навыки и поддерживают уже сформированные с помощью заданий-инструкций, буклетов, памяток 

На основе детального анализа семейной ситуации и трудностей, которые испытывают родители, выбирают содержание программы сотрудничества с семьей. Пример. Чтобы создать предметно-развивающее пространство для ученика в семье, учитель-дефектолог может предложить родителям из подручных средств изготовить дидактические игрушки.

Когда учитель проводит занятия с детьми в присутствии родителей, он показывает, как работает с обучающимся сам и демонстрирует, как могут действовать родители, когда закрепляют и отрабатывают учебный материал. Педагог разрабатывает и выдает родителям под подпись памятки-задания, инструкции. Пример инструкции.

Нажмите на выбранный документ, чтобы посмотреть его в полном размере

Чтобы закрепить навыки общения и самообслуживания, учитель проводит инструктивные занятия, как использовать коммуникативные карточки или пиктограммы. Работа с карточками-пиктограммами – долговременная деятельность, которая требует ежедневных систематических занятий с ребенком, настойчивости и терпения педагога и родителей. Дети осваивают альтернативную коммуникацию последовательно, медленно и постепенно, педагог и родители постепенно наращивают степень сложности, переходят к новому только после того, как отработан предыдущий этап. Этапы работы по пиктограммам.

Нажмите на выбранный документ, чтобы посмотреть его в полном размере

Главное в статье СкрытьИндивидуальные учебные планы
для 1-го класса

Главное в статье СкрытьТематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» 

Перечень мероприятий
по внеурочной деятельности

вернуться в текст >>
скачать >> 

вернуться в текст >>
скачать >> 
вернуться в текст >>
скачать >> 

Главное в статье СкрытьСодержание программы сотрудничества
с семьей

Как создать дидактические игрушки
из подручных средств

Инструкция
для родителей

Этапы работы
по пиктограммам

вернуться в текст >>
скачать >>

вернуться в текст >>
скачать >> 
вернуться в текст >>
скачать >>
вернуться в текст >>
скачать >>

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.nshkoli.ru).