Электронный журнал «Управление начальной школой»
Новости
ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2016года
Современный урок
Методики и технологии

Зачем нужны видеокейсы и визуализация на уроках

Елена Пучкова, ассистент кафедры информатизации образования Института математики, информатики и естественных наук ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ
  1. Учитель развивает у младшего школьника навыки работы с информационными объектами.
  2. Ученики актуализируют знания и решают проблему, которая обозначена в видеокейсе.
  3. Видеокейсы помогают иллюстрировать теорию, организовать дискуссию, оценить компетенции учеников.
  4. Ход урока с видеокейсами учитель определяет в соответствии с циклом Дэвида Колба.

Что должен уметь выпускник начальной школы в области информационно-коммуникационных технологий

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) начального общего образования ставит перед учителем цель сформировать у обучающегося первоначальные представления о компьютерной грамотности (предметная область «Математика и информатика», п. 12.4). На уроках ученик осваивает содержание предметной области и учитель формирует у детей универсальные учебные действия (далее – УУД). Примерная основная образовательная программа начального общего образования одну из целей программы формирования УУД формулирует как опыт работы с информационными объектами.

Информационные объекты – это текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных, которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования учитель у обучающегося формирует навыки, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе – навыки работы с информационными объектами.

В структуре информационных объектов есть движущиеся изображения и звук, поэтому востребованными становятся визуализация учебной информации и метод кейсов. Их сочетание на уроке помогает учителю повысить качество обучения за счет совмещения разных способов предъявления учебной задачи и организации работы над ее решением.

Визуализация как способ получения и обобщения знаний

Под визуализацией понимается способ получения и обобщения знаний на основе зрительного образа понятия, события, процесса, явления, факта и т. п., основанный на ассоциативном мышлении и системном структурировании информации в наглядной форме.

Справка

Информационный омоним – рисунок из двух частей: реального объекта и информационного с одинаковым названием, но разным значением (мышь – животное и мышь компьютерная)

Метод реализуется с помощью следующих средств:

  • компьютерные презентации;
  • учебный фильм;
  • информационные омонимы;
  • ребусы;
  • образно-смысловые модели (опорные сигналы) и др.

Данные электронные средства создаются как в статической, так и в динамической словесно-графической форме.

Учитель может визуализировать учебный материал с помощью видеокейса. Под видеокейсом будем понимать инструмент обучения, основанный на кейс-методе, а также короткие видеофрагменты с емким представлением учебной ситуации или проблемы. Видеокейс – это кейс, в котором учебная ситуация описывается средствами кино. Видео сопровождается методикой его использования на занятии.

Преимущества видеокейсов

Остановимся подробнее на использовании видеокейсов как средстве визуализации в процессе обучения учеников начальной школы.

С одной стороны, статистика запоминания материала (рисунок) определяет для учителя выбор видеокейса. С другой стороны, видеокейс за короткое время дает возможность представить ситуацию, реакцию персонажей, развитие сюжета в результате выбора того или иного решения, сформулировать выводы.

Что остается в памяти через три дня после изучения материала

Видеокейс демонстрирует учебную ситуацию или проблему, но не дает готового решения. Ученики актуализируют полученные знания, которых не хватает для решения представленной в видеокейсе ситуации. Так возникает проблема, которую школьники решают, для чего ищут новую информацию.

Обратите внимание

Нельзя путать видеокейс с учебным фильмом, который представляет набор видеокейсов, объединенных в логическую структуру для раскрытия темы и направленных на развитие у детей определенных компетенций

Таким образом, видеокейсы на уроках информатики или на уроках по другим предметам и внеурочных занятиях развивают компетентность учащихся в области информационно-коммуникационных технологий и решают следующие задачи:

  • словесное или наглядное погружение в учебную проблему (задачу, ситуацию);
  • иллюстрирование теоретической составляющей занятия;
  • формирование навыка работы с информацией;
  • организация дискуссии по поиску решения проблемы, в дальнейшем – обсуждение результатов;
  • оценивание компетенций участников учебного процесса.

Какие видеокейсы учитель может использовать на уроках

Учитель выбирает видеокейс, исходя из следующей классификации:

1. На основе задействованных героев в видеосюжете:

  • игровые видеокейсы (актеры или сами ученики разыгрывают заранее составленный сценарий);
  • документальные видеокейсы (реальные участники событий в реальном процессе).

2. По структуре видеосюжета:

  • видеоролик по заданной теме (обыгрывается учебная ситуация, в ходе которой возникает проблема);
  • разветвленный видеоролик (аналогичен видеоролику по заданной теме с выбором решения проблемы и ее дальнейшей видеореализации, в ходе которой может возникнуть подтверждение правильности или ошибочности выбора, или новая проблема).

Педагог, проектируя урок, должен четко понимать структуру видеокейса:

1-я часть – видеофильм.

2-я часть – методические рекомендации с описанием учебной проблемы, ее анализом и вопросами для обсуждения, дополнительными заданиями для учащихся и общими рекомендациями по организации работы с видеокейсом.

3-я часть – раздаточный материал.

Формирование навыка работы с информацией на уроке

Кроме указанных преимуществ видеокейс формирует навык работы с информацией.

В процессе обучения учащиеся:

  • применяют полученные знания на практике, например при работе с компьютером;
  • принимают самостоятельные решения. Визуализированное подтверждение некорректного или неправильного результата показывает учащимся, что они сами сделали выбор;
  • действуют в команде, что решает такие воспитательные задачи, как формирование взаимовыручки, сотрудничества, умения подчинять личные интересы интересам группы;
  • переживают удачный и неудачный опыт;
  • получают обратную связь.

Справка

Дэвид Колб (род. 1939) – американский специалист по психологии обучения взрослых. Создал теорию поэтапного формирования умственных действий, которая применяется в ходе интерактивных уроков

Ход урока имеет определенные этапы в соответствии с циклом, разработанным Дэвидом Колбом.

На 1-м этапе учитель актуализирует знания.

Это этап «погружение». Учитель проводит работу по проверке ранее полученных учениками знаний по требуемой тематике с опорой на их личный опыт; формулирует цели текущего занятия; перед просмотром фильма инструктирует и устанавливает правила дальнейшего взаимодействия.

На 2-м этапе наступает реакция и осмысление.

Учащиеся анализируют ситуацию из видеоролика, разрабатывают решение. Класс делится на мини-группы (до семи человек в каждой); которые решают задания; готовят защиту работы представителем мини-группы.

Роль учителя на данном этапе – обеспечивать самостоятельную работу учеников, помочь взаимодействию в подгруппах, направлять дискуссию, разрешать конфликтные ситуации и споры, оценивать вклад каждого участника в работу мини-группы.

На 3-м этапе дети формулируют выводы.

Ученики представляют результаты своей мини-группы, участвуют в межгрупповой дискуссии, осознают связь приобретенных теоретических знаний с практическим применением в конкретной ситуации.

Дети отвечают на вопросы: чему они научились, насколько полученное знание важно для них, какая связь между ранее полученным знанием (опытом) и новым знанием (опытом) и т. п. При этом учащиеся устанавливают обратную связь с учителем.

На 4-м этапе формируется навык.

Цель деятельности младших школьников – закрепить полученное знание, включить его в учебную деятельность для формирования нового опыта в ходе анализа и решения очередной задачи.

Применение видеокейсов в учебном процессе помогает структурировать и сжать информацию; повысить скорость восприятия информации и время запоминания; индивидуализировать процесс обучения; эмоционально воздействовать на ученика, повышать мотивацию; положительно влиять на темп занятия и выйти за рамки образовательной деятельности при моделировании виртуальной среды.

Таким образом, видеокейсы как средство визуализации имеют высокий образовательный эффект:

  • погружают учеников в проблемную учебную ситуацию;
  • компенсируют недостаток практической деятельности;
  • связывают теорию с разрешением проблемной ситуации, основанным на интерактивном выборе видеофрагментов, подтверждающих или опровергающих выбор учащихся.

Использование наглядных образов в обучении информатике и другим предметам превращает наглядность из вспомогательного в продуктивное методическое средство, которое формирует информационную культуру учащихся.

Визуализация учебного материала, работа с видеокейсами не только решает задачу формирования у учащихся УУД, но и способствует эффективной организации процесса обучения.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Метод кейсов как техника обучения

Метод кейсов (кейс-метод) представляет собой технику обучения, которая использует описание реальных ситуаций в различных областях человеческой деятельности.

Обучающиеся должны изучить аспекты поставленной задачи, выработать способы решения и найти самый оптимальный для применения. Данная техника впервые продемонстрирована в Гарвардской бизнес-школе в 1924 г. Преподаватели решили проблему недостатка специальной учебной литературы через интервьюирование. Они опросили ведущих бизнесменов, составили подробное описание их деятельности, а также факторы, влияющие на нее.

На занятиях студенты разбирали реальную проблему реальной организации. И в ходе коллективного обсуждения находили приемлемое решение. Затем этот метод завоевал бизнес-школы Европы.

В XXI в. кейсы перекочевали в зарубежную практику преподавания естественно-научных и технических дисциплин.

Этот метод осваивает российское образование, т. к. он готовит выпускников школ, ориентированных на практику.