Электронный журнал «Управление начальной школой»
Новости
ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2015года
Методическая мастерская

Современный урок литературного чтения

В статье рассматривается структура современного урока литературного чтения; характеризуются этапы работы с художественным текстом в логике системно-деятельностного подхода к обучению. Анализируются основные этапы урока литературного чтения; приводятся возможные формы и приемы работы с учащимися.
И.В. Бутримова, канд. филол. наук, зав. отделом начального общего образования БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей»
Л.Л. Тимофеева, канд. пед. наук, доц. каф. развития образования БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей»

Сегодня перед педагогами начальной школы стоит задача формирования у младших школьников основ учебной деятельности: системы учебных, познавательных, социальных мотивов; умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели; планировать, контролировать и осуществлять свою деятельность и оценивать ее результат.

Специфика предмета 

Требования к результатам изучения учебного предмета «литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий (далее — УУД): личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, — но приоритетным должно стать развитие ценностно-смысловой сферы учащихся. Это обусловлено спецификой предмета, связанной с тем, что одной из важнейших функций художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта человечества через систему социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений, которые постигаются читателем в процессе диалога с автором.

В результате освоения программы по литературному чтению у младших школьников должен быть сформирован необходимый уровень читательской компетентности, который позволит им осознать себя грамотными читателями, способными к творческой деятельности. Составляющими читательской компетентности в начальной школе являются:

  • овладение навыком чтения;
  • осознанное использование различных приемов чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • освоение на практике приемов понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • знание книг (читательский кругозор) и умение их самостоятельно выбирать;
  • наличие духовной потребности в книге как средстве познания себя и окружающего мира1.

Проблемы мотивации учащихся

Уже в начальной школе педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые в основной школе усиливаются, значительно влияя на результаты освоения литературы и других учебных предметов, прежде всего предметов гуманитарного цикла.

Во-первых, это снижение или полное отсутствие мотивации к чтению. Причиной этого может быть несоответствие круга чтения интересам современных детей, несформированность навыка чтения, избыток литературоведческого, лингвистического материала на уроке в ущерб эмоциональности восприятия художественного текста.

Во-вторых, это проблема самостоятельного чтения. В результате освоения навыка чтения младшие школьники не сразу становятся (а порой и вовсе не становятся) самостоятельными читателями. Читательские мотивы у них не формируются или формируются довольно медленно. Эта ситуация усугубляется излишней формализацией деятельности учащихся на уроке, имитацией самостоятельной читательской деятельности, отсутствием поддержки со стороны семьи и активного сотрудничества с библиотеками. Вслед за С. Соловейчиком можно утверждать, что там, где нет «наслаждения книгой, — нет чтения, нет читателя»2.

Приобретение личностного смысла в процессе чтения возможно только в случае перехода педагогов от работы по прочтению литературных произведений, определенных кругом чтения в программах, к созданию условий для приобщения к чтению литературы, к литературному искусству как на уроке, так и во внеурочное время.

Новые технологии урока

Чтобы обеспечить достижение планируемых результатов освоения программ по литературному чтению в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) начального общего образования, необходимо пересмотреть структуру и механизмы организации урока литературного чтения.

Во внимание следует принять технологию формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанную профессором Н. Н. Светловской. В отличие от традиционных подходов, предполагающих передачу ученику готового знания, указанная технология подразумевает организацию исследовательской работы детей, в процессе которой они сами додумываются до решения ключевой проблемы урока, определяют способы деятельности.

Обновленная структура урока

С учетом технологии продуктивного чтения структура уроков литературного чтения должна включать три основных этапа, обусловленных законами восприятия художественного произведения (от общего к частному и к новому обобщению). В уроке должно прослеживаться три основных этапа3:

  • первичное восприятие текста;
  • анализ текста;
  • интерпретация текста (целостное восприятие текста на более высоком уровне обобщения).

В рамках технологии продуктивного чтения работа с текстом представляет собой соответствующий этому трехступенчатый процесс:

  • работа с текстом до чтения;
  • работа с текстом во время чтения;
  • работа с текстом после чтения.

Рассмотрим подробно последовательность этапов работы с художественным текстом.

Этап первичного восприятия текста

На первом этапе — этапе первичного восприятия текста — происходит подготовка учащихся к восприятию художественного текста. Целью педагога на этом этапе является создание у учащихся мотивации к прочтению текста, формулирование детьми учебной задачи, связанной с прочтением текста (или его анализом), минимизация языковых и речевых трудностей посредством предварительной словарной работы (в случае необходимости ее проведения).

До начала чтения художественного произведения учитель может провести беседу, уточняющую и обогащающую представления детей, необходимые для полноценного восприятия текста. Мотивационной основой предстоящей работы могут стать проблемный вопрос или ситуация, связанные с рассматриваемыми в художественном произведении морально-нравственными проблемами, учебная задача, ситуация затруднения. Перед чтением лирических стихотворений с целью создания благоприятных условий для их эмоционального восприятия можно предложить прослушать музыкальное произведение, созвучное настроению автора. Учитель должен так организовать данный этап, чтобы учащиеся заинтересовались темой предстоящего чтения, захотели найти ответы на поставленные вопросы, обратившись к тексту, познакомиться с творчеством писателя или поэта.

Мотивирующие приемы

Активизации читательских мотивов способствует использование приема антиципации (предвосхищение, предугадывание до знакомства с произведением). Это может быть: рассматривание представленных на книжной выставке произведений, беглая ориентировка учащихся в тексте, прочтение заголовка, фамилии автора, просмотр иллюстрации, т. е. все, что помогает учащимся прогнозировать тему предстоящего чтения, делать предположения об его идее, действующих лицах, жанре. Можно предложить детям попытаться сформулировать ответ на вопрос, который затем подтверждается или опровергается на протяжении последующей работы с текстом. Результатом использования приема антиципации может быть и предложенная учащимися последовательность работы с изучаемым произведением на основе опыта, приобретенного на предыдущих уроках.

В результате такой предварительной работы учащиеся могут сами или с помощью учителя определить тему урока. На уроке литературного чтения учебная задача может быть сформулирована в воспитательном аспекте, например, поиск ответа на вопрос, что такое быть настоящим другом. По мере накопления читательского опыта и становления обобщенных учебных умений учащиеся смогут самостоятельно формулировать учебную задачу.

Постепенно у детей формируется навык планирования предстоящей деятельности: от работы на основе готового плана, предложенного учителем, до самостоятельного составления плана на основе учебной задачи, целевых и мотивационных основ деятельности, имеющегося у учащихся опыта учебной и читательской деятельности.

Осмысление художественного текста

Второй этап работы с текстом — это этап анализа текста, осмысления его сюжета, композиции и т. д.
Повторное чтение текста (всего или фрагмента) учащимися должно быть мотивировано, например, вопросами, на которые учащиеся затрудняются ответить или их мнения разошлись. Повторное обращение к тексту сопровождается различными видами аналитической читательской деятельности. Это способствует уточнению и углублению первоначальных представлений о смысле произведения. Приемами работы на данном этапе могут быть комментированное чтение, организация диалога читателя с автором, проблемный анализ, порождающий диалог между читателями.

Вдумчивое и глубокое понимание содержания текста обеспечивается прежде всего приемами изучающего чтения. При этом учитель не только сам задает вопросы до или после прочтения, но и организует работу по постановке вопросов к тексту самими учащимися: сначала в парах, группах, а затем и в коллективном диалоге. Это позволяет детям не только лучше понять текст, увидеть проблемы, содержащиеся в нем, но и осуществить коммуникацию, обсудить с одноклассниками и учителем прочитанное. Все это способствует развитию личностных и формированию социальных мотивов чтения.

Необходимо помнить, что образное отражение действительности не всегда доступно восприятию младших школьников без специально организованной учителем работы по анализу художественных образов и выявлению их взаимосвязи. Обобщенность и индивидуальность — две характерные черты художественного образа — позволяют не только увидеть человека во всей сложности его отношений с окружающей действительностью, но и понять авторскую позицию: оценку событий, отношений. В связи с этим основное внимание на данном этапе необходимо уделять раскрытию мотивов поведения действующих лиц, выяснению авторского отношения к изображаемому и отношения читателя к прочитанному. В этом случае нравственные ориентиры, представленные в художественных образах, могут быть личностно восприняты и в дальнейшем принятыми учениками, способствовать развитию у них эстетических и нравственных потребностей, ценностей и чувств.

На основном этапе урока главное место занимает работа со словом как основным средством создания художественного образа в литературе. Такая работа должна осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Здесь стоит разделить мнение Д. З. Арсентьева, что «наличие множественности смыслов текста: и авторская позиция, и мнение учителя, не могут считаться единственно верными в постижении смысла текста, анализ помогает ребенку выстраивать тот смысл, который близок ему на данный момент. Работа должна вестись в рамках педагогического диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно размышляют, учатся находить свой смысл в тексте»4. Особенно важен бывает этимологический анализ слов, который позволяет выяснить лексическое значение слова, «взойти к этимологическим корням исторического бытию своего народа», а также создает благоприятные условия для формирования основ гражданской идентичности.

Этап интерпретации и рефлексии

На заключительном этапе — этапе интерпретации и рефлексии учащиеся осмысливают свое отношение к персонажам и событиям произведения, что является предпосылкой осознания им идеи автора и цели создания художественного произведения. На заключительном этапе используются виды работ, способствующие синтезу информации, организуется творческая деятельность с использованием прочитанного текста (выразительное чтение, драматизация, словесное и графическое иллюстрирование) или по созданию собственного текста (учащиеся выступают в роли авторов).

Это полезно знать
Междисциплинарная программа «Чтение. Работа с текстом» предполагает, что выпускники начальной школы научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Выпускники приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Опора на  эмоционально-ценностную сферу личности учащихся способствует осмыслению ими содержания и художественной формы произведения, помогает интерпретировать авторский замысел на основе своих впечатлений. Целый ряд связанных с этим умений предложен для внесения в содержание междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом», входящей в программу формирования УУД учащихся.

Разработчики примерной основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования рекомендуют ориентировать обозначенную междисциплинарную программу на формирование у учащихся навыков «использования полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях»5.

На этапе интерпретации и рефлексии учащиеся, помимо оценки своего эмоционального состояния, осмысливают собственную деятельность на уроке и ее результаты с точки зрения достижения учебной цели, определяют положительные моменты и трудности, оценивают свою работу и работу своих товарищей, выдвигают предположения о дальнейшей работе с произведением (темой), выбирают для себя наиболее интересные творческие задания.

Рассмотренные выше этапы, приемы и методы работы с текстом, характер межличностного взаимодействия учителя с учащимися должны найти отражение в структуре урока.

Технологическая карта урока

Конструирование технологической карты (см. приложение) связано с возможностью отразить в структуре и содержании урока специфику взаимодействия учителя и ученика, что весьма актуально при реализации системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании.

При конструировании урока с помощью технологической карты учитель может не только отразить все его этапы, но и последовательность своих действий и действий учащихся, которые приведут в конечном итоге к достижению запланированного результата. Поскольку читательская компетентность младшего школьника — основа его дальнейшего самообразования и саморазвития, на уроке учитель должен создать условия не только для развития художественно-эстетического вкуса детей, но и обучения продуктивным формам общения в повседневной жизни.

Приложение

Технологическая карта урока литературного чтения6

Тема урока: Красота поступка героев рассказа Н. А. Булгакова «Анна, не грусти!»
Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с произведениями тематического раздела «Я и мои друзья», формировать умения читать вслух и про себя, участвовать в диалоге, задавать вопросы, характеризовать героев литературного произведения, делать вывод об его идее.
Планируемые образовательные результаты учащихся:
Личностные:

  • осознание роли чтения в саморазвитии и достижении жизненных целей;
  • опыт ориентации в нравственном содержании и смысле поступков героев;
  • опыт оценки событий с точки зрения выполнения морально-нравственных норм.

Метапредметные:
Познавательные УУД:

  • использовать учебник и словарь в качестве источников информации;
  • с помощью учителя выделять существенную информацию;
  • анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

  • прогнозировать содержание произведения;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;
  • контролировать выполнение плана;
  • оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя;
  • задавать вопросы по содержанию литературного произведения;
  • осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, аргументировать свой ответ;
  • учитывать мнение одноклассников, допускать возможность существования различных точек зрения.

Предметные:

  • знание особенностей литературного жанра «рассказ»;
  • осознанное и выразительное чтение художественного текста;
  • опыт интерпретации поступков героев;
  • постановка выводов об идее (главной мысли) текста;
  • определение жанра произведения.

Ход урока

Деятельность учителяДеятельность учащихся
Организация познавательной деятельности
Включение учащихся в ситуацию с игровым сюжетом
1. Учитель предлагает учащимся назвать слова, с которыми ассоциируется слово сокровище. Все слова, названные детьми, фиксируются на доске, учитель должен распределить их в две группы: «материальные» и «нематериальные» (не называя принцип группировки и не обращая внимание детей на это).
2. После завершения мозгового штурма учитель просит назвать принцип, по которому распределились слова.
(Дети могут ответить, что в одной из групп — вещи, драгоценности, в другой — то, что мы ценим в людях, качества характера и т. п.).
Организация работы учащихся со словарем
1. Учитель предлагает уточнить значение слова «сокровище» по словарю. (у слова два значения: драгоценность, дорогая вещь и нечто очень ценное, дорогое для кого-нибудь).
2. Учитель просит учащихся зафиксировать результат своих размышлений и написать на листе бумаги 1–2 слова, отвечая на вопрос, что в настоящий момент является для них самым ценным, дорогим, и вложить в конверт — «сундучок».
К концу урока в этом сундучке наберется довольно много сокровищ
Принимают предложенную учителем игровую ситуацию, называют свои ассоциации к слову «сокровище», проявляют уважение к чужому мнению, не критикуют. Выделяют существенное свойство и на основе этого определяют принцип группировки, аргументируют свою точку зрения, высказывают предположения о значении слова «сокровище», проверяют предположение по словарю
Этап первичного восприятия текста
Чтение текста учителем
1. Учитель читает рассказ «Сокровище». Чтение рассказа предваряется словами: «Ребята, послушайте рассказ и ответьте на вопрос, о каком сокровище идет речь?».

Аня сказала: — Я хочу играть с Мишкой. Катя сказала: — И я хочу играть с Мишкой. Аня сказала: — Нет, я. Катя заплакала, прибежала к маме. Мама сказала: — Ну ничего, уступи, пусть поиграет. А потом и ты поиграешь. — А я уже отдала ей плюшевого котенка! — рыдала Катя. — И правильно сделала, — сказала мама. — И хорошо. — А я так буду все отдавать, и у меня ничего не останется! — сказала Катя. — Нет, останется, — сказал папа. — У тебя останется даже больше. Ты отдаешь игрушку, а взамен получаешь гораздо больше! — Что получаю? — удивилась Катя. — Получаешь дружбу, получаешь мир. Вы обе вместе. Это ваше общее сокровище.
«Сокровище — это…" Слушают рассказ, размышляют над ответом на вопрос. Оформляют короткий письменный ответ на вопрос: «Сокровище — это…»
Беседа по содержанию прочитанного
1. Учитель организует беседу по следующим вопросам:
• понравилась ли вам история про девочек?
• о каком сокровище говорится в рассказе? (О дружбе.)
• кому принадлежит это сокровище? (Ане и Кате).
2. Учитель призывает учащихся пополнить «сундучок» сокровищем, которое они обрели, осмысляя текст.
3. Учитель сообщает детям о том, что Аня и Катя — герои одноименной книги священника Николая Булгакова (демонстрирует книгу в печатном или электронном виде), и спрашивает учащихся, хотели бы они познакомиться с ними поближе и побольше узнать о дружбе этих девочек?
Организация работы с учебником
1. Учитель сообщает, что в учебнике есть рассказ из этой книги, просит найти его в оглавлении по имени одной из девочек, по фамилии автора и по названию раздела, который дети изучают («Я и мои друзья»).
2. Учитель называет тему урока (Н. Булгаков «Анна, не грусти!»), номер страницы в учебнике. Учитель напоминает детям о том, что на уроке они ищут сокровища. Найти сокровища им поможет названный рассказ
Включаются в беседу. Отвечают на вопросы учителя. Прогнозируют по элементам названия и автору тему предстоящего урока, ориентируются по оглавлению
Этап анализа текста
Аналитическая беседа
1. Учитель организует первичное чтение рассказа детьми вслух (по смысловым частям), в момент кульминации читает сам учитель.
2. Беседа по содержанию прочитанного(при чтении используется прием антиципации: организуется сравнение сделанных детьми предположений и фактов авторского текста).
Вопросы:
• какие чувства у вас вызвало это произведение?
• что понравилось? Что удивило? Сбылись ли прогнозы?
3. Работа над сюжетом и оценкой характеров героев организуется в процессе фронтальной беседы и выборочного чтения:
• кто оказался в трудной ситуации? В чем была трудность?
• как себя вела Аня по отношению к Кате вначале и потом?
• какие чувства она к ней испытала, когда увидела ее в больничном сером халате?
• чему радовалась Катя в больнице и печалилась Аня, после того как проведала Катю?
• в каких словах выражена главная мысль рассказа?
Обучение навыкам выделения главной мысли текста
1. Работа в группах: учитель предлагает прочитать пословицы, выбирая те, которые иллюстрируют главную мысль текста.
2. По итогам групповой работы учитель проводит беседу:
• на какие важные, но порой незаметные нам проблемы хотел обратить внимание автор?
• как бы вы охарактеризовали его отношение к миру, к людям?
• каким должно быть наше сердце по отношению к бедам другого человека?
• в чем смысл дружбы между людьми?
• почему порой люди незнакомые называют друг друга братьями, сестрами, что их может объединять?
3. Учитель призывает учащихся пополнить «сундучки» новыми сокровищами
Читают и слушают сказку, прогнозируют содержание, задают вопросы автору, отвечают на вопросы одноклассников. Аргументируют ответы, осуществляют поиск ответов в тексте, выборочно читают текст с целью подтверждения своего ответа. Выделяют существенные моменты сюжета, ключевые эпизоды, размышляют над характерами героем, над сюжетом рассказа. Анализируют смысл пословиц, объясняют их значение, аргументируют ответы. Участвуют в беседе, делают вывод об идее, обобщают полученные сведения и впечатления
Рефлексивный этап
Учитель организует рефлексию, предлагает учащимся вспомнить два значения слова «сокровище», достать из «сундучков» свои слова, записанные на протяжении всего урока, распределить их на две группы: материальные и нематериальные.
1. Рефлексия относительно достижения результата — разрешения проблемы:
Учитель спрашивает учащихся, какие сокровища важнее всего для человека? Почему?
2. Рефлексия относительно способов учебной деятельности:
Учитель спрашивает учащихся, что помогло им ответить на вопрос?
3. Рефлексия относительно мотивов деятельности:
Учитель задает вопросы:
• понравились ли вам прочитанные на уроке рассказы Н. А. Булгакова?
• в какой книге можно найти другие его рассказы про Аню и Катю и узнать, чем закончилась история про больницу?
Учитель предлагает детям пополнить «сундучок» с сокровищами:
чем мы можем дома пополнить свой сундучок? Например, добрыми делами, красивыми поступками, старательным отношением к выполнению задания и т. п.
Учитель дополняет домашнее задание: прочитать сказку выразительно по ролям, передавая характер героев; пересказать сказку близко к тексту для своих родителей (брата, сестры); рассказать свою историю о дружбе и взаимопомощи
Принимают позицию рефлексирующего, высказывают собственные суждения по обсуждаемой проблеме, делают вывод о роли чтения в жизни людей. Называют способы деятельности на уроке. Формулируют свое отношение к описываемым событиям и героям. Планируют дальнейшую самостоятельную работу по прочитанному произведению исходя из своих предпочтений к различным видам творческой деятельности

1Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др. Планируемые результаты начального общего образования // Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010. >>вернуться в текст.
2Соловейчик С.Л. Ученье с увлечением: Роман. 2-е изд. М.: 1979. >>вернуться в текст.
3Работа с крупнообъемным произведением строится аналогично в соответствии с выделенными этапами, но время на каждый из этапов на разных уроках может варьироваться учителем в зависимости от целей и задач урока с учетом рекомендаций авторов учебно-методических комплектов. >> вернуться в текст.
4Арсентьев Д.З. Развитие языковой компетенции учащихся (Проблемы анализа художественного текста): Пособие для учителя. Орел: ОблИУУ, 2000. >> вернуться в текст.
5Пункт 1.2.1.1 примерной ООП начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от  08.04.2015 № 1/15. Дата обращения: 25.05.2015. >> вернуться в текст.
6При разработке технологической карты использован учебник по литературному чтению для 2-го класса: Климанова Л.Ф. Литературное чтение / Л. Ф. Климанова и др. Учебник: 2 класс: В 2 ч. М.: Просвещение, 2013. >>вернуться в текст.