Электронный журнал «Управление начальной школой»
Новости
ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2023года
Профессиональное развитие
Федеральная образовательная программа

Как замдиректора обновить содержательный раздел ООП по ФОП

Елена Ильяшенко, эксперт Системы Завуч, стаж работы заместителем директора по содержанию образования – более 10 лет, к. п. н., доцент
В статье – рекомендации, какие изменения внести в содержательный раздел образовательной программы из-за ФОП с учетом разных ФГОС. Узнаете, как поменять рабочую программу воспитания, программу формирования УУД. А также – как привести в соответствие с ФОП рабочие программы учебных предметов.

Проверьте и скорректируйте к сентябрю 2023 года все элементы содержательного раздела: структуру, рабочие программы учебных предметов, программу формирования УУД, рабочую программу воспитания. ФОП и ФГОС-2021 схожи в требованиях к структуре содержательного раздела ООП. Но в ФОП включили только три федеральные рабочие программы. Еще ФГОС-2021 требует включить в раздел рабочие программы учебных курсов из формируемой части ООП, в том числе курсы внеурочной деятельности. Их нет в ФОП.

Требования к структуре содержательного раздела в ФОП и старом ФГОС отличаются. По старому ФГОС в содержательный раздел помимо рабочих программ по предметам, программы формирования УУД и рабочей программы воспитания включают еще две программы: формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и коррекционной работы. Последняя программа понадобится, если обучаете детей с ОВЗ. Если реализуете программу по старому ФГОС, то учтите эти документы, когда будете корректировать ООП в соответствии с ФОП.

Главное в статье СкрытьВключите рабочие программы учебных предметов

Пока в ФОП включили только федеральные рабочие программы учебных предметов, которые нужно применять в обязательном порядке: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». В программах прописали содержание предмета и планируемые результаты, но нет тематического планирования. Школа может использовать ФРП по учебным предметам без изменений. Кроме того, педагоги могут их использовать как методическую основу, чтобы разработать рабочие программы для углубленного изучения предмета. Однако исключать какие-то части из федеральной программы не стоит. Лучше включить в программу дополнительные темы и объяснить в пояснительной записке, что добавили их к содержанию ФРП, так как школа реализует углубленное изучение предмета.

ФРП предметов педагоги могут полностью скопировать из ФОП. Но нужно добавить тематическое планирование, так как это обязательный компонент рабочей программы по требованиям всех ФГОС (п. 31.1 ФГОС-2021, п. 19.5 старого ФГОС). В ООП по ФГОС-2021 нужно показать в тематическом планировании возможность использовать ЭОР по каждой теме. В ООП по старому ФГОС – специфику рабочей программы воспитания.

Добавьте в содержательный раздел ООП рабочие программы по оставшимся обязательным предметам, предметам и курсам из формируемой части, в т. ч. курсам внеурочной деятельности. По предметам, для которых в ФОП нет ФРП, рекомендуем отложить разработку рабочей программы до лета. Минпросвещения планирует включить в ФОП федеральные рабочие программы по остальным предметам до 1 июня 2023 года (письмо от 16.01.2023 № 03-68).

Обновите программу формирования УУД

Требования к программе формирования УУД во ФГОС-2021 и старом ФГОС отличаются. При этом программа формирования УУД в ФОП полностью соответствует именно ФГОС-2021. Мы сравнили требования двух стандартов и ФОП к содержанию программы формирования УУД. Таблица 1.

Таблица 1. Содержание программы формирования УУД


Скачать

ФОП содержит инструкцию, как составить программу, а не саму программу формирования УУД. В разделе «Программа формирования УУД» описали особенности каждого УУД и перечислили этапы формирования. Также в ФОП прописали, как учителю понять, что УУД сформированы.

Просто скопировать программу не получится. В ООП по ФГОС-2021 составляйте ее по требованиям ФОП – они более подробны и не противоречат стандарту. Чтобы показать взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов, используйте планируемые результаты из рабочих программ. Чтобы составить характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, ориентируйтесь на таблицу 2. В ней мы обобщили и охарактеризовали особенности УУД.

Главное в статье СкрытьТаблица 2. Особенности УУД


Скачать

Требования к программе формирования УУД в ФОП и старом ФГОС отличаются. Стандарт содержит больше компонентов программы. Но те компоненты, которые требует ФОП, предусмотрены в программе формирования УУД по старому ФГОС. Поэтому программу формирования УУД можно оставить без изменений. Проверьте, что включили в нее описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов и характеристики познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

Главное в статье СкрытьСкорректируйте рабочую программу воспитания

Требования к структуре и разделам рабочей программы воспитания в ФОП, ФГОС-2021 и старом ФГОС отличаются. Подробнее – в таблице 3. Когда будете корректировать рабочую программу воспитания, возьмите за основу федеральную рабочую программу воспитания из ФОП. Вы вправе изменять ее содержательный и организационный разделы (п. 24.1.4 ФОП). Но целевой раздел менять нельзя, так как цели, задачи, направления и целевые ориентиры воспитания для всех школ одинаковы.

Таблица 3. Требования к рабочей программе воспитания


Скачать

В содержательный и организационный разделы программы внесите дополнения, чтобы отразить особенности школы. Например, организационно-правовую форму, контингент учеников и родителей, направленность образовательной программы.

В содержательном разделе скорректируйте подраздел «Уклад образовательной организации». В ФОП включили перечень основных и дополнительных характеристик, чтобы описать уклад, особенности воспитания в школе. Опишите в подразделе основные вехи истории школы, значимые традиционные дела, события, мероприятия в образовательной организации, которые составляют основу воспитательной системы. Также добавьте в описание дополнительные характеристики, если они влияют на уклад вашей школы. Например, включите особенности местоположения и социокультурного окружения, школьного режима или формы одежды.

ПРИМЕР ФОРМУЛИРОВКИ
Уклад МБОУ «Средняя школа № 1»
Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательной деятельности. Уклад школы удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности; определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик школы и ее репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме.
Организация воспитательной деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1» опирается на школьный уклад, сложившийся на основе согласия всех участников образовательных отношений.

Таблица «Основные характеристики уклада»

 ХарактеристикаОписание уклада школы
  Основные характеристики уклада школы
 Основные вехи истории образовательной организации, выдающиеся события, деятели в ее историиИстория школы начинается с 1930 года, именно в этом году в поселке «Красный строитель» появилась первая школа – небольшая комнатка, в которой были только длинный дощатый стол, печка и доска. Первой учительницей была Анна Ивановна Петрова. В 1934 году была построена школа из трех комнат и коридора. В 1946 году поселок получил статус города под названием Энск, а школе присвоили номер 1. В 1954 году к школе пристроили еще одно здание, и она стала семилетней. Здание современной средней школы сдано в эксплуатацию в 1971 году. <...>
 Цель образовательной организации в самосознании ее педагогического коллективаШкола социально ответственного интеллекта, гибкого ума, здоровья, построенная на принципах взаимоуважения, свободы, ценности знания
 Наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия в образовательной организации, составляющие основу воспитательной системыВ основе воспитательной системы школы лежит практико-ориентированная программа организации воспитательной работы «Воспитание интеллекта», система социальных проектов «Школа – семья семей», нацеленная на формирование единого воспитательного пространства. Система социальных проектов «Школа – семья семей» предполагает реализацию долгосрочных проектов, закрепленных за классами по параллелям. Основу воспитательной системы составляют мероприятия, приуроченные к важным датам и государственным праздникам: линейка для 1–4-х классов в День Знаний, концерт ко Дню Учителя, фестиваль звуковых открыток в преддверии Нового года, забавы на Масленицу, концерт в честь Международного женского дня, фестиваль военной песни ко Дню Победы, торжественная линейка на День Победы «И помнит мир спасенный». <...>
 Традиции и ритуалы, символика, особые нормы этикета в образовательной организацииУ школы есть своя символика: гимн, герб, флаг, эмблема. Школьные традиции: <...>
 Социальные партнеры образовательной организации, их роль, возможности в развитии, совершенствовании условий воспитания, воспитательной деятельностиШкола сотрудничает с организациями г. Энска: Центром детского творчества и туризма «Юность»; детской библиотекой; <...>
 Значимые для воспитания проекты и программы, в которых образовательная организация уже участвует или планирует участвовать, включенные в систему воспитательной деятельностиВ школе функционирует волонтерский отряд «Альтаир». Работает школьный краеведческий музей. Школа реализует волонтерский проект «Давайте дружить!». В рамках проекта ученики проводят для детей с ограниченными возможностями здоровья праздничные мероприятия, концерты, игры. <...>
 Реализуемые инновационные, перспективные воспитательные практики, определяющие «уникальность» образовательной организацииС 2022 года школа является региональной инновационной площадкой опытно-экспериментальной работы по теме «Комплексная образовательная платформа формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся как новый формат организации образовательной деятельности» Направление: «Новые форматы организации образовательной деятельности». <...>
 Наличие проблемных зон, дефицитов, препятствий к достижению эффективных результатов в воспитательной деятельности и решения этих проблем, отсутствующие или недостаточно выраженные в массовой практикеНеобходимость расширения пространства для занятий физической культурой и спортом. Возможные отрицательные источники влияния на детей – социальные сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием и организацией досуга своего ребенка. <...>
  Дополнительные характеристики уклада школы
 Особенности местоположения и социокультурного окружения образовательной организации, историко-культурная, этнокультурная, конфессиональная специфика населения местности, включенность в историко-культурный контекст территорииМБОУ «Средняя школа № 1» находится в 1-м микрорайоне города Энска, незначительно удалена от центра города и большинства учреждений культуры и спорта. Город Энск многонациональный, молодой (в 2021 году отпраздновал свое 75-летие). В нем строятся новые объекты, облагораживаются территории. Изменяется состав жителей микрорайона в связи с переездом из других микрорайонов города, территорий страны и стран СНГ. Транспортные подъезды к школе удобны и доступны для безопасного перемещения учащихся. <...>
 <...><...>

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности спланируйте по модулям из ФОП. Примеры – в таблице 4. Последовательность модулей в ФОП – ориентировочная. Расположите модули в рабочей программе воспитания по значимости в воспитательной деятельности с точки зрения педагогического коллектива. Вы можете добавить к обязательным дополнительные модули. Описать вариативные виды и формы воспитательной работы с учетом специфики региона или школьных традиций.

Таблица 4. Что отразить в модулях воспитательной деятельности


Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать материал

Организационный раздел рабочей программы воспитания целиком скопировать из ФОП и вставить «как есть» в свою программу не получится. Подразделы «Кадровое обеспечение» и «Нормативно-методическое обеспечение» придется написать самим или перенести из действующих рабочих программ воспитания, если они там есть.

Скорректируйте и подраздел «Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции», если школьная система поощрения отличается от описанной в федеральной программе воспитания. Например, вы можете изменить формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции школьников или расширить их состав. Добавить формы поощрения: объявить благодарность, наградить грамотой и вручить ее на торжественной школьной линейке. Также вы можете скопировать подраздел из действующей рабочей программы воспитания по ФГОС-2021.

Добавьте программы, которых нет в ФОП

Содержательный раздел ФОП включает три подраздела: рабочие программы учебных предметов, программу формирования УУД и рабочую программу воспитания. Но старый ФГОС требует включить в ООП программы, которых нет в ФОП. Это программы коррекционной работы и формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программа коррекционной работы. Старый ФГОС требует включить в содержательный раздел программу коррекционной работы, если в школе учатся дети с ОВЗ. Если уже разработали и включили в ООП такую программу, то корректировать подраздел не нужно. Проконтролируйте, чтобы программа соответствовала требованиям ФГОС.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Если еще не перевели всю начальную школу на новый ФГОС, перенесите эту программу в ООП, которую корректируете под ФОП. Оставьте ее в том варианте, который соответствует пункту 19.7 старого ФГОС.

 Еще по теме:

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы(сервис доступен на сайте e.nshkoli.ru ).