Электронный журнал «Управление начальной школой»
Новости
ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Октябрь 2016года
За пределами урока
Внеурочная деятельность

Организуем театрализованные постановки «Моя Родина – Россия»

Ольга Тутыхина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальных классов ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1592 имени героя РФ Е.Н. Чернышева»
Наталья Абрамова, учитель начальных классов ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1592 имени героя РФ Е.Н. Чернышева»
Елена Сорочкина, учитель физической культуры ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1592 имени героя РФ Е.Н. Чернышева»

Методическое объединение учителей начальных классов ГБОУ города Москвы «Гимназия № 1592 имени Героя РФ Е.Н. Чернышева» реализовало проект «Моя Родина – Россия». Творческая работа представлена в виде пяти тематических блоков по региональному признаку: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Черноморское побережье Кавказа и Крыма, Москва и Санкт-Петербург и посвящена Дню народного единства.
Родители и дети находили информацию из разных источников, применяли практические навыки, которые получили на уроках изобразительного искусства и технологии, разучивали песни на уроках музыки и танцевальные движения на уроках ритмики, сочиняли стихи, оформляли выставки творческих работ.

Важная информация

УчастникиУчащиеся с 1-го по 4-ый класс, учителя, родители
ЦельСоздать единое образовательное пространство, где все участники понимают целостность и значимость России для каждого человека, испытывают гордость за страну и осознают, что такое патриотизм
Место проведенияАктовый зал и оформленные рекреации в соответствии с каждым тематическим блоком: Дальний Восток, Сибирь и др.
Примерное время15 мин – каждое мероприятие, в течение недели проводится шесть постановок

15 мин

День 1. Торжественное открытие

Ведущий 1:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

Ведущий 2:

А откуда появилось такое название «Россия»?

Ведущий 1:

В стародавние времена ее называли Русью. Слово «Русь» произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет между берегов.

Ведущий 2:

Русь – страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну, где они живут, – Россией.

За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали – Россией.
Россия…
Россия…
Раздолье…
Равнины…
Березы босые, седые осины.
Все дорого с детства,
Все памятно с детства.
И все же не можем никак наглядеться.

Ведущий 1:

Мы приглашаем вас в путешествие по необъятной нашей Родине. Она интересна, неповторима и многогранна. Путешествовать будем неделю. Каждый день – новый край, регион или новые города.

Ведущий 2:

У каждой группы был свой уголок России, с которым она познакомилась поближе и теперь расскажет о нем всем нам.

15 мин

День 2. Путешествие на Дальний Восток

Оформление рекреации: на стене размещена карта Дальнего Востока, фотографии природных объектов, животных и растений. Оформлен тематический уголок акции «В защиту амурского тигра». На окнах инсталляция моря и восходящего солнца. Звучит шум морского прибоя, крики чаек.

1-й ученик:

Дальний Восток России. Здесь начинается утро страны. Это может показаться невероятным, но когда в столице зажигаются вечерние огни, над вулканами Камчатки восходит солнце завтрашнего дня.

2-й ученик:

Посмотрите на карту Дальнего Востока! Какая она яркая, красочная! На Дальнем Востоке расположена Республика Якутия, где находится центр холода Земли, Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская область, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край и Сахалинская область.

3-й ученик:

Столицей Дальнего Востока является город Хабаровск.

Он на Дальнем Востоке,
Окруженный тайгою,
Рос под небом высоким
Над великой рекою.
Над Амурскою кручей,
Этажи поднимая,
Вырос вольный, могучий,
Стал столицею края.
Как свободно, красиво
Солнце всходит отсюда,
Чтоб пройти по России,
Рассказать ей про чудо!

4-й ученик:

Ребята, а как вы думаете, какие чудеса есть в нашем крае?

5-й ученик:

Достоянием Дальнего Востока является богатая разнообразная, удивительная природа нашего края.

6-й ученик:

В мире осталось мало нетронутых уголков природы, где можно взобраться на вулкан, полюбоваться Долиной гейзеров и увидеть мир таким, каким он был много веков назад. А знаете, как называется этот уголок Земли?

7-й ученик:

Если сверху смотреть на Камчатку-глыбу,
Можно увидеть гигантскую рыбу!
С хвостом, головою и плавниками,
Взгляните и убедитесь сами!

8-й ученик:

Наш Дальний Восток занимает третью часть всей территории России. Поэтому в нашем крае огромное количество разных видов растений и животных. Их вы можете рассмотреть и изучить на нашей выставке.

9-й ученик:

А вы заметили здесь чьи-то следы? Как вы думаете, кому они могут принадлежать? А какое из этих животных стало символом Дальнего Востока?

Выходят ребята в костюмах тигра.

10-й ученик:

Здравствуйте, ребята! Я – амурский тигр, самый крупный тигр в мире! Длина моего тела достигает 3 метров с хвостом, а масса – до 300 килограммов. Когда я охочусь на кабанов или оленей, то могу развивать скорость до 50 километров в час.

11-й ученик:

А вот встречи с человеком я стараюсь избегать! К сожалению, деятельность человека привела к тому, что нас осталось очень мало. Поэтому меня занесли в Красную Книгу.

12-й ученик:

Тигр уссурийский живет на планете
Он – самый большой из кошек на свете!
Фонд дикой природы его охраняет,
Ведь тигр уссурийский почти вымирает!
Пусть больше в России заповедников будет,
Тогда вас животные точно полюбят!

13-й ученик:

Весь мир волнует проблема сохранения амурского тигра. В разных городах и странах проводятся акции в защиту этого животного. Мы тоже не остались в стороне и от лица всех учеников написали письмо в защиту амурских тигров.

14-й ученик зачитывает письмо.

15-й ученик:

Это письмо мы разместим на сайте нашей гимназии. Ребята, мы просим вас прочитать его, рассказать об этом своим друзьям, родителям и знакомым. Ведь от каждого из нас зависит, сумеем ли мы сохранить это прекрасное животное и всю красоту Дальнего Востока!

15 мин

День 3. Сибирь

Оформление рекреации: макет чума, обтянутого шкурами (размер макета позволяет уместиться ребенку), баннер с изображением озера Байкал, стенд «Народы Сибири», одна стена – 3D-инсталляция тайги, где за деревьями спрятаны изображения животных. На полу контуром выложена граница региона (самоклеящаяся красная пленка). Карта Сибири, макеты Монако, Германии, Китая, Северной Америки. Звучит аудиозапись – Песня шамана.

Ведущий 1:

Я шагаю по родному краю,
А где край у него – не знаю.
Полнедели березы белели,
Полнедели чернели ели,
Дальше кедры закрыли свет,
Выше кедров сибирских нет!

Ведущий 2:

Мы покажем вам самобытный неповторимый образ Сибири.

Ведущий 1:

Из отдельных крохотных снежинок складываются огромные сугробы, которыми покрыта сибирская земля. Из отдельно взятых травинок разрастаются широкие сибирские луга. Из отдельно взятых деревьев поднимаются бескрайние сибирские леса. Из отдельных народов – настоящих сибиряков, их обычаев рождается душа Сибири…

Ведущий 2:

Дорогие гости, обратите внимание, перед вами карта Сибири. Все знают, что она велика, но редко кто задумывался насколько! (Во время рассказа ученики выстилают на полу приблизительные макеты государств и сравнивают их площади.)

Ведущий 1:

На территории нашей Сибири крошечное государство Монако помещается 1000 раз!
Европейское государство Германия – 5 раз.
Две территории Китая.
И целый материк – Северная Америка!
А ведь Сибирь – только часть нашей Родины!

Ведущий 1:

Средь горных хребтов, возле сопок и скал
Раскинулось озеро-море,
Сибири жемчужина – древний Байкал,
Чьи волны шумят на просторе.

Ведущий 2:

Озеро Байкал – самое древнее озеро на Земле. Некоторые ученые утверждают, что ему около 25 миллионов лет! А еще оно самое глубокое в мире. Байкальская вода необыкновенно чиста. Весной можно увидеть даже то, что находится на глубине 40 метров. Когда-то вода из озера Байкал считалась целебной.

Ведущий 1:

Одна из особенностей озера – необычайное разнообразие животного и растительного мира. Только рыб – 52 вида! С некоторыми из них вы можете познакомиться поближе. Мы приглашаем вас на переменах.

Ведущий 2:

А обратить внимание хотим на чудо Байкала – рыбку голомянку. Голомянка – это эндемик Байкала. Эндемик – значит, больше нигде на Земле не повторяется, живет только здесь. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если ее положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира.

Ведущий 1:

В озеро Байкал впадает 356 рек, а вытекает только одна – красавица Ангара. Мы хотим познакомить вас с народной игрой «Ручейки и озера».

Ведущий 1 объясняет правила, Ведущий 2 помогает классам разбиться на 4–5 команд.

Правила игры: игроки стоят в 4–5 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях рекреации – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывает та команда, которая быстрее построит круг. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Выходит ребенок в костюме медведя. Слышатся звуки природы. Медведь выносит корзину с кедровыми орешками.

Медведь:

Рад я видеть вас в добрый день и час.
О себе, ребята, расскажу сейчас.
Я живу в лесу, службу там несу:
Дивную лесную стерегу красу.

А знаете ли вы, что ученые, которые изучают флору побережья Байкала, обнаружили уникальный кедр, возраст которого 550 лет, и лиственницу – 700 лет. А кто из вас, милые гости, знает, как называется сибирский лес? () А в ваших краях есть леса? Тогда вам не составит труда отгадать мои загадки. Всмотритесь внимательно в лесную чащу, может, кого и увидите? Помните, лес любит тишину, кричать нельзя. А еще мы любим с моими соседями пощелкать смолистые кедровые орешки, которыми я и угощу самых активных, а вы поделитесь моими подарочками со своими друзьями.

Тайга.

Танец якуток. Звучит песня «Якутяночка моя» (муз. А. Алексеев, сл. Л. Дербенев, С. Данилов). В конце танца остаются шаман и якутка.

Шаман:

Приветствуем вас, дорогие гости!

Девочка:

Здесь, в Сибири, живут северные народы: буряты, долгане, эвенки, ханты, манси, ненцы, коми…

Шаман:

Все это коренное население Сибири. У каждого народа свои обряды, одежды и жилье.

Девочка:

Живем мы в чумах и ярангах – жилищах, которые легко разбираются и переносятся с место на место. Мы оленеводы и охотники, переезжаем с места на место, то есть кочуем. Чум строим из жердей и покрываем оленьими шкурами.

Шаман:

Народы Севера носят и одежду из оленьих шкур, которая украшена бисером и вышивкой. Основные занятия – охота, рыбная ловля и оленеводство. Чтобы быть настоящим охотником, надо быть ловким, хитрым, умным и сильным. С малолетства наши дети играют в игры, которые развивают качества настоящего охотника и оленевода.

Куда бы по белому свету
Дороги тебя не вели,
Ты сыном останешься этой
Богатой Сибирской земли!

15 мин

День 4. Урал

Оформление рекреации: на стенах – инсталляция с изображением Хозяйки Медной горы и Данилы-мастера. Выставка самоцветов, детские работы из пластилина на тему «Чаша из малахита». Имитация пещеры с подсветкой. Дорожный указатель, который указывает налево – «Европа» и направо – «Азия».

1-й ученик:

Добро пожаловать на Урал. Здесь расположились самые старые горы в нашей стране – Уральские. Они образовались более 200 миллионов лет назад.

2-й ученик:

Вот что рассказывает древняя легенда народа манси. В старые-старые времена жил на небе самый главный бог – Нуми-Торум. Земля тоже тогда уже была. По ней ходили Мать Мира и дочь бога Крылатая Калм. Вот-вот должны были появиться люди.

3-й ученик:

Заволновалась Мать Мира: кожистая земля наша все время качается. Когда появятся люди, как они будут держаться на ногах? Крылатая Калм поднялась к отцу и попросила укрепить землю.

4-й ученик:

Я сделаю, как ты сказала, дочь моя. И он спустил на землю свой пояс. Его пояс был украшен тяжелыми пуговицами. Земля глубоко осела в воду и стала неподвижной. На том месте, где пояс бога лег, теперь Уральский хребет проходит. Самая середина земли это…

5-й ученик:

Не зря долгое время горы носили название Каменный пояс Земли. Посмотрите, Каменный пояс делит нашу страну на две части: Европу и Азию. В какой части находится Сибирь, где вы побывали? (Азия.) А в какой части находятся Москва и Санкт-Петербург? (Европа.)

6-й ученик:

Много удивительного можно увидеть в Уральских горах! На Северном Урале располагается одно из семи чудес России – столбы выветривания высотой с 16-этажные дома! Народ манси сложил красивую легенду об этих каменных столбах. У вождя народа манси была дочь – красавица Аим. Услышал о красоте девушки великан и потребовал, чтобы вождь отдал ему свою дочь. Не согласился вождь манси.

7-й ученик:

Тогда великан позвал своих братьев и пошел войной на манси. Добрые духи этих мест дали местным жителям золотой щит и сияющий меч. Засверкал золотой щит на солнце и ослепил великанов и они превратились в камни. С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер. (Гора каменных идолов.)

8-й ученик:

А сколько удивительных пещер можно увидеть в Уральских горах. Давайте заглянем в нашу пещеру. Что вы там увидели? Урал славится самоцветными камнями и мастеровыми людьми. (Самоцветные камни.)

9-й ученик:

Узнали ли вы эту красавицу в зеленом платье? (Хозяйка Медной горы.) А этот мастер кто? (Данила-мастер.) Какой автор рассказал нам про Данилу-мастера? (Павел Бажов.) Павел Петрович Бажов написал множество рассказов о людях, которые добывают на Урале самоцветные камни. Рассмотрите эти шкатулки. Из какого камня они сделаны? (Малахит.) А подарила шкатулку Даниле-мастеру Хозяйка Медной горы за его мастерство. Кто знает, как называется сказка о Даниле-мастере? («Каменный цветок».)

10-й ученик:

Говорят, уральским малахитом отделаны залы во дворце самой императрицы в Санкт-Петербурге. Отправляйтесь туда и посмотрите на эту красоту! Доброго вам пути!

 15 мин

День 5. Две столицы: Москва и Санкт-Петербург

Оформление рекреации: половина рекреации – стилизация под Москву (на столах макеты значимых зданий города). Вторая половина – стилизация под Санкт-Петербург (на столах макеты значимых зданий). В центре рекреации – макет поезда «Сапсан», где в окнах – фото ребят.

Девочка в форме:

железнодорожника:

Внимание, внимание! Поезд № 1592 прибывает на Московский вокзал Санкт-Петербурга!

Выходят Петр I и Москва (девочка в русском народном костюме).

Москва:

Ой, вы гости, господа, долго ль ехали, куда?
За морем житье не худо, а у нас такое чудо:

Петр I:

Кто угодно удивится –
Перед вами – две столицы.

Москва:

И в Москве, и в Петербурге
Говорят, по-русски люди.
Но по-разному, бывает,
Ряд предметов называют.

Петр I:

Прыгают через бордюр в Москве.

Москва:

В Питере – через поребрик.

Петр I:

Любят пончики в Кремле.

Москва:

Пышками вас встретит Невский.

Петр I:

А на каком транспорте и за сколько времени можно добраться из Москвы в Санкт-Петербург?

1-й ученик:

Сядем мы на сани снежною зимой
И поедем в Питер дружною гурьбой.
Все три дня мы будем на санях тех мчаться –
На Неве хотим мы с дворцами повстречаться.
Полететь могли бы мы на самолете –
Семьдесят минут лишь провели б в полете.

2-й ученик:

На машине в Питер по дорогам пыльным
Часов за двенадцать добраться мы могли бы.
На воздушном шаре лёту трое суток
При попутном ветре обгоняя уток.

3-й ученик:

Ну, разве же не чудеса –
Железнодорожные птицы?..
Каких-то четыре часа
Пролет от столицы к столице.
Доверьтесь, друзья, чудесам.
Весь путь – красота! Не проспите!..
Летит быстрокрылый «Сапсан»,
Везет нас в прекраснейший Питер!

Петр I:

Добро пожаловать в Санкт-Петербург.

Дети исполняют первый куплет и припев песни «Крейсер Аврора» (сл. М. Матусовский, муз. В. Шаинский). Изображают волны и кораблик на волнах.

4-й ученик:

Маленький кораблик в городе огромном
В небе над Невою, синем и просторном.
Маленький кораблик высоко плывет.
Это символ города – здесь рождался флот!

5-й ученик:

Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь
Одержал побед немало:
Мореходом был бывалым.
Он – и плотник и кузнец.
Кто был царь тот молодец?

Петр I:

Здесь будет город заложен назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

6-й ученик:

Продуман город ювелирно:
Текут в каналах воды смирно;
Постройки лучших мастеров
Связали сорок островов,
А между них Нева бурливо
Несется к Финскому заливу.

7-й ученик:

О, Питер, город вдохновенный,
Святым Петром благословенный!
Три века он в себя вместил,
О предках память сохранил:
Куда ни глянь – то здесь, то там
Он открывает тайны нам.

Петр I:

Наши дорогие гости, отгадайте загадки и найдите ответы на макетах.

8-й ученик:

Дворец по замыслу Петра
Елизавета создала,
В нем волею Екатерины
Основан Эрмитаж картинный.
Что свет и гордость наших дней,
Великий мировой музей?

(Зимний дворец.)

9-й ученик:

Близ Питера такое диво:
На бреге Финского залива
Многокаскадный холм стоит
На нем чудесный парк разбит
Вокруг дворца, что рай богов
Зовется диво – …

(Петергоф.)

10-й ученик:

Памятник из бронзы:
Честь царю, хвала!
Мчится конь, как ветер,
Тянет удила.
На коне сидит герой,
Он красивый, молодой.
Скачет воин в будни, в праздник,
А зовется…

(Медный всадник.)

Девочка в форме железнодорожника:

Внимание, внимание! Поезд № 1592 прибывает на Ленинградский вокзал Москвы!

Петр I:

Друзья! С Москвой без предисловий, сей же час позвольте познакомить вас.

Петр I приглашает Москву на танец. Пара танцует под песню «Александра» (сл. Д. Сухарев, Ю. Визбор, муз. С. Никитин).

11-й ученик:

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов.

12-й ученик:

Здесь нашла свою препону
Поляков надменных рать;
Здесь пришлось Наполеону
Зыбкость счастья разгадать.
Здесь как было, так и ныне –
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят ее святыни
За Кремлевскою стеной!

13-й ученик:

Здесь пути перекрестились
Ото всех шести морей, –
Здесь великие учились
Верить родине своей!
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах.

Москва:

Отгадайте загадки обо мне и найдите их на макетах.

14-й ученик:

Как называется земля У стен Московского Кремля?

(Красная площадь.)

15-й ученик:

Бронзовый памятник –
Вам не игрушка,
Он ведь – орудие,
Это – …

(Царь-пушка.)

16-й ученик:

Уверен, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях ее ярко звезды горят,
На башне там Спасской куранты звонят.

(Кремль.)

Девочка, которая изображала Москву, танцует.

После танца угощает гостей конфетами и баранками под русскую народную песню «Москва златоглавая…»

17-й ученик:

У нас у всех одна Жар-птица.
Бегу ль Москвой-рекой, бегу ль Невой.
Москва и Питер – равные столицы.
Я вас люблю всей русскою душой.

Ученики исполняют первый куплет и припев песни «Москва – Нева» (сл. и муз. Р. Луговых).

День 6. Черноморское побережье России

15 мин

Оформление рекреации: инсталляции Черного моря и гор Кавказа. На фоне Черного моря плывет парусник. Название парусника «Артек», белый парус – экран для проекции видео. По бокам инсталляции выставка поделок и фото, которые посвящены Крыму, эфирные масла сосны, нероли, мандарина, аквариум с золотой рыбкой. У Кавказских гор столы с соком и лепешками – символ Кавказского гостеприимства.

Ведущий:

Вас приветствует Международный детский центр «Артек».

1-й ученик:

Как тебе про «Артек» рассказать,
На рассвете красив он и днем,
Даже если испишешь тетрадь,
Все равно не расскажешь о нем.
Как тебе про «Артек» рассказать,
Это песня над синей волной,
Где слова мне волшебные взять,
Чтоб «Артек» получился цветной.

2-й ученик:

Как тебе рассказать про «Артек»,
Это звездная детства пора,
Это дружба и память о тех,
С кем сдружились при свете костра.
«Артек» это море бескрайнее
И солнце веселое раннее,
Радость, которая в сердце навек,
Вот что такое «Артек».

Звучит песня «Артека» «Черное море», во время первых двух куплетов ведущие и ученики танцуют, во время припева все (выступающие и гости) хлопают в такт музыке, перед последним куплетом расходятся в разные стороны, чтобы было видно парус. Выключается свет и во время третьего куплета показывают видео: «Рисуем песком Черное море». На фоне видео ведущий рассказывает о Крыме.

Ведущий:

Крым – это здравница России. В Крыму более 500 санаториев и пансионатов. Каждый год тысячи людей приезжают сюда, чтобы лечиться, принимать солнечные ванны, заниматься ароматерапией. Ароматерапия – разновидность медицины, в которой используется воздействие на организм летучих ароматических веществ. Их получают из растений.

После просмотра видео, гостей приглашают к столу для ароматерапии. Гости вдыхают ароматы и пытаются узнать, какому растению они принадлежат.

Звучит кавказская мелодия, гости расходятся в круг, в центре исполняется женский танец народов Кавказа.

1-й ученик:

Кавказ! Будь горд! Прекрасен ты и солнцем весь залит,
Но край вайнахов мне при встрече лишь туманит взор.
Здесь есть народ, который и веками не смогли
Своей печатью заклеймить бесчестье и позор.
Здесь гость – как счастья вестник; в доме желанный он всегда!
И каждый уголок убогой сакли ему рад;
И коль вы гость, а ваш хозяин старец уж в годах,
Старинный сказ он мудрый поведет вам до утра.

2-й ученик:

А на рассвете в вашу честь устроят горский «той»;
И самый мудрый старец вас беседою почтит;
Вас удивит как все с душевной простотой
Здесь с вами говорят, как будто знают век почти.
Джигиты вдруг влетают в круг, неся с собой задор;
Их скакуны гарцуют, а в глазах огни горят!
Вот дан сигнал, и вдаль умчались сыновья сих гор;
Их бурки вздулись так, что, кажется, орлы парят.

Гостей приглашают к столам с лепешками и яблочным соком.

В конце все гости подходят к аквариуму, где их ждет сюрприз, золотая рыбка. Все загадывают самое сокровенное желание.

Как был реализован сценарий, смотрите на сайте: sch1592.mskobr.ru