Электронный журнал «Управление начальной школой»
Новости
ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2016года
За пределами урока
Внеурочная деятельность

Музыкальный спектакль «Путешествие по страницам сказок А.С. Пушкина» как продукт проектной деятельности

Жанна Чернецкая, методист, учитель начальных классов ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1234»

Спектакль – часть долгосрочного проекта «А.С. Пушкин – великий поэт и сказочник» в рамках экологического образования. Он развивает «экологию души» школьника и способствует его социализации. Финал открытый: персонажи перепутались, а главный герой не отправил их в свои сказки. Такой финал – начало разговора о том, как дети могут помочь героям сказок.

Важная информация

Участникиучащиеся 3-го класса
Цельсоциализация учащихся
Задачиформировать ценностное отношение к родной культуре, развивать доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание чувствам других людей, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; воспитывать творческое отношение к труду и жизни
Материалы
и оборудование
декорации, костюмы, музыкальное оборудование, музыкальное сопровождение
Место проведенияактовый зал
Примерное время1 ч

Часть 1. Пролог

Открывается занавес. Звучит увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». В комнате мама с сыном. Мама убирает со стола. Сын бегает, играет с мячиком, подбегает к маме.

Мальчик:

Мамочка, расскажи мне что-нибудь интересное!

Мама:

Хорошо, садись рядом. А может, лучше я тебе почитаю?

Мальчик:

А что ты мне почитаешь?

Мама:

Я почитаю книгу, которую мы с папой сегодня тебе подарили.

Мальчик:

Хорошо, мамочка. (Мама читает начало поэмы «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб зеленый…»). А кто написал это стихотворение?

Мама:

Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Он сочинял чудесные стихи и волшебные сказки. (Звенит звонок.) А вот и папа с Джеком с прогулки вернулись. На сегодня все. А завтра еще почитаем.

Мальчик:

А можно я картинки посмотрю? Какая интересная книга! Хочу, чтобы картинки в книжке были живые, чтобы они разговаривали.

Папа:

Может быть, твое желание и исполнится. Если очень верить в чудо, то оно обязательно произойдет. Ложись-ка ты лучше спать. Спокойной ночи!

Мальчик:

Спокойной ночи!

 3 мин

Часть 2. Встреча с Котом

Малыш спит. Звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Мальчик просыпается и идет в комнату. Там необычного размера книга сказок А.С. Пушкина. Появляется Кот.

Мальчик:

Ты кто?

Кот:

Ты не узнал меня?

…И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…

Мальчик:

Кот из Лукоморья… А это что? Что случилось с книгой?

Кот:

Ты же хотел, чтобы книга ожила? Твое желание исполнилось.

Мальчик:

Спасибо! А почему больше никого нет? Другие сказки не могут ожить?

Кот:

Открой любую страницу.

10 мин

Часть 3. Появление персонажей «Сказки о рыбаке и рыбке»

Ребенок подходит и касается книги. Звучит увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Появляются старик со старухой и Сказочница. Мальчик испуганно трогает книгу, герои исчезают.

Сказочница:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, <…>
Пришел невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой, – золотою.
Как взмолилась золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:

Золотая рыбка:

Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Сказочница:

Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:

Старик:

Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.

Сказочница:

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:

Старик:

Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась.
Дорогою ценой откупалась;
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.

Сказочница:

Старика старуха забранила:

Старуха:

Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.

Мальчик:

Кто это был? Какая злая старуха!

Кот:

Это герои «Сказки о рыбаке и рыбке». Хочешь познакомиться с героями других сказок Александра Пушкина? Открой другую страницу.

10 мин

Часть 4. Сцена из «Сказки о царе Салтане»

Мальчик касается книги. Звучит пролог оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Появляются танцующие скоморохи, боярыни, купцы, царь Салтан и т. д. Скоморохи стоят слева от сцены, боярыни – справа, сплетничают.

Скоморох 1:

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана.
И желанная страна
Вот уж издали видна.

Скоморох 2:

Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.

Скоморох 3:

Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.

Боярыня 1:

А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.

Боярыня 2:

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:

Царь Салтан:

Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?

Скоморох 1:

Корабельщики в ответ:

Купец 1:

Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;

Купец 2:

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.

Купец 3:

Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон.

Скоморох 2:

Царь Салтан дивится чуду.

Царь Салтан:

Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу.

Скоморох 3:

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха:

Ткачиха:

Что тут дивного? Ну вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!

Боярыня 1:

Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят.

Боярыня 2:

Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится…

Боярыня 1:

Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз.
И ткачиха побледнела:

Ткачиха:

Ай!

Боярыня 2:

и тут же окривела;
Все кричат:

Все персонажи:

Лови, лови,
Да дави ее, дави…
Вот ужо! Постой немножко,
Погоди…

Боярыня 2:

А князь в окошко.
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.

Мальчик:

Как здорово! Я хочу, чтобы они не уходили.

7 мин

Часть 5. Русская ярмарка

Мальчик перелистывает страницы, герои исчезают. Он продолжает листать страницы. Появляются ярмарочные лотошники. Группа учеников исполняет русский народный танец.

Лотошник 1:

Ярмарка! Ярмарка! Приходите, заходите, поглядите на товар!

Лотошник 2:

Пряники! Медовые пряники! Пряники вкусные, печатные, ароматные! Подходите, покупайте, пряничком угощайтесь!

Лотошник 3:

Платки расписные, с разными узорами! Заходите к нам скорей! Примеряйте, покупайте!

Лотошник 4:

Не уходите без покупки. Загляните на лотки! У нас замечательная ярмарка!

Часть 6. Герои разных сказок перемешались

19 мин

Звучит музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Выходят мудрец и царь Додон. Позже появляются другие персонажи.

Сказочница:

Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.

Мудрец:

Посади ты эту птицу, –

Сказочница:

Молвил он царю,

Мудрец:

на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
<…>
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.

Сказочница:

Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.

Царь Додон:

За такое одолженье,
Волю первую твою
Я исполню, как свою…

Сказочница:

…и девица, Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.

Шамаханская царица и ее спутницы исполняют восточный танец.

Мудрец:

Царь!
Разочтемся, наконец.
Помнишь? За мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою?
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу.

Царь Додон:

Что ты?
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся.
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего.

Мудрец:

Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу.

Появляются царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», Балда.

Царица:

Свет мой, зеркальце! Скажи… Кто вы? Откуда взялись?

Царь Додон:

А ты кто такая?

Царица:

Как это кто? Я – царица!

Царь Додон:

Это я – царь!

Балда:

И что это вы спорите?

Царица и царь Додон:

А ты кто такой?

Балда:

Я – Балда. Живу в поповом доме, сплю себе на соломе, ем за пятерых, работаю за семерых… Вот я кто!

Царица:

А не хотите ли съесть яблочки? (Протягивает яблоки царю и Балде.)

Кот:

Видишь, что произошло? Все сказки перепутались. Надо поскорее отправить героев в свои сказки, пока они чего-нибудь не натворили! (Кот машет лапами и листает страницы. Герои уходят.)

Мальчик:

Какая жалость! Как же мне встретиться с героями сказок Александра Пушкина? Я так и не узнал, кто из какой сказки.

Кот:

Ложись спать, а завтра проснешься, начнешь читать книгу и со всеми познакомишься. А мне пора. Меня ждет Лукоморье.

4 мин

Часть 7. Эпилог

Звучит увертюра «Рассвет над Москвой-рекой» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». В комнату входит мама. Мальчик просыпается. Сцена и спектакль заканчиваются вальсом Г.В. Свиридова «Метель».

Мама:

Доброе утро, дорогой. Как тебе спалось?

Мальчик:

Так это был сон?.. (Замечает книгу сказок, радостно бросается к ней, берет в руки, потом разочарованно говорит.)

Мальчик:

Да она же самая обыкновенная… Мама, а я познакомился с героями книги. Но не знаю, из каких они сказок.

Мама:

А ты начни читать, тогда все герои оживут и расскажут тебе свои истории. И ты узнаешь, как прекрасны сказки А.С. Пушкина. Они многому научат тебя, ты поймешь, как надо относиться к другим людям и миру вокруг!