Музыкальный спектакль «Путешествие по страницам сказок А.С. Пушкина» как продукт проектной деятельности
Спектакль – часть долгосрочного проекта «А.С. Пушкин – великий поэт и сказочник» в рамках экологического образования. Он развивает «экологию души» школьника и способствует его социализации. Финал открытый: персонажи перепутались, а главный герой не отправил их в свои сказки. Такой финал – начало разговора о том, как дети могут помочь героям сказок.
Участники | учащиеся 3-го класса |
Цель | социализация учащихся |
Задачи | формировать ценностное отношение к родной культуре, развивать доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание чувствам других людей, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; воспитывать творческое отношение к труду и жизни |
Материалы и оборудование | декорации, костюмы, музыкальное оборудование, музыкальное сопровождение |
Место проведения | актовый зал |
Примерное время | 1 ч |
Часть 1. Пролог
Открывается занавес. Звучит увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». В комнате мама с сыном. Мама убирает со стола. Сын бегает, играет с мячиком, подбегает к маме.
Мальчик:
Мамочка, расскажи мне что-нибудь интересное!
Мама:
Хорошо, садись рядом. А может, лучше я тебе почитаю?
Мальчик:
А что ты мне почитаешь?
Мама:
Я почитаю книгу, которую мы с папой сегодня тебе подарили.
Мальчик:
Хорошо, мамочка. (Мама читает начало поэмы «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб зеленый…»). А кто написал это стихотворение?
Мама:
Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Он сочинял чудесные стихи и волшебные сказки. (Звенит звонок.) А вот и папа с Джеком с прогулки вернулись. На сегодня все. А завтра еще почитаем.
Мальчик:
А можно я картинки посмотрю? Какая интересная книга! Хочу, чтобы картинки в книжке были живые, чтобы они разговаривали.
Папа:
Может быть, твое желание и исполнится. Если очень верить в чудо, то оно обязательно произойдет. Ложись-ка ты лучше спать. Спокойной ночи!
Мальчик:
Спокойной ночи!
3 мин
Часть 2. Встреча с Котом
Малыш спит. Звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Мальчик просыпается и идет в комнату. Там необычного размера книга сказок А.С. Пушкина. Появляется Кот.
Мальчик:
Ты кто?
Кот:
Ты не узнал меня?
…И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
Мальчик:
Кот из Лукоморья… А это что? Что случилось с книгой?
Кот:
Ты же хотел, чтобы книга ожила? Твое желание исполнилось.
Мальчик:
Спасибо! А почему больше никого нет? Другие сказки не могут ожить?
Кот:
Открой любую страницу.
10 мин
Часть 3. Появление персонажей «Сказки о рыбаке и рыбке»
Ребенок подходит и касается книги. Звучит увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Появляются старик со старухой и Сказочница. Мальчик испуганно трогает книгу, герои исчезают.
Сказочница:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, <…>
Пришел невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой, – золотою.
Как взмолилась золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Золотая рыбка:
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Сказочница:
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
Старик:
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Сказочница:
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
Старик:
Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась.
Дорогою ценой откупалась;
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.
Сказочница:
Старика старуха забранила:
Старуха:
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Мальчик:
Кто это был? Какая злая старуха!
Кот:
Это герои «Сказки о рыбаке и рыбке». Хочешь познакомиться с героями других сказок Александра Пушкина? Открой другую страницу.
10 мин
Часть 4. Сцена из «Сказки о царе Салтане»
Мальчик касается книги. Звучит пролог оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Появляются танцующие скоморохи, боярыни, купцы, царь Салтан и т. д. Скоморохи стоят слева от сцены, боярыни – справа, сплетничают.
Скоморох 1:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана.
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Скоморох 2:
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Скоморох 3:
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
Боярыня 1:
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
Боярыня 2:
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
Царь Салтан:
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Скоморох 1:
Корабельщики в ответ:
Купец 1:
Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Купец 2:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Купец 3:
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон.
Скоморох 2:
Царь Салтан дивится чуду.
Царь Салтан:
Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу.
Скоморох 3:
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха:
Ткачиха:
Что тут дивного? Ну вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!
Боярыня 1:
Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят.
Боярыня 2:
Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится…
Боярыня 1:
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз.
И ткачиха побледнела:
Ткачиха:
Ай!
Боярыня 2:
и тут же окривела;
Все кричат:
Все персонажи:
Лови, лови,
Да дави ее, дави…
Вот ужо! Постой немножко,
Погоди…
Боярыня 2:
А князь в окошко.
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
Мальчик:
Как здорово! Я хочу, чтобы они не уходили.
7 мин
Часть 5. Русская ярмарка
Мальчик перелистывает страницы, герои исчезают. Он продолжает листать страницы. Появляются ярмарочные лотошники. Группа учеников исполняет русский народный танец.
Лотошник 1:
Ярмарка! Ярмарка! Приходите, заходите, поглядите на товар!
Лотошник 2:
Пряники! Медовые пряники! Пряники вкусные, печатные, ароматные! Подходите, покупайте, пряничком угощайтесь!
Лотошник 3:
Платки расписные, с разными узорами! Заходите к нам скорей! Примеряйте, покупайте!
Лотошник 4:
Не уходите без покупки. Загляните на лотки! У нас замечательная ярмарка!
Часть 6. Герои разных сказок перемешались
19 мин
Звучит музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Выходят мудрец и царь Додон. Позже появляются другие персонажи.
Сказочница:
Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
Мудрец:
Посади ты эту птицу, –
Сказочница:
Молвил он царю,
Мудрец:
на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
<…>
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.
Сказочница:
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
Царь Додон:
За такое одолженье,
Волю первую твою
Я исполню, как свою…
Сказочница:
…и девица, Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Шамаханская царица и ее спутницы исполняют восточный танец.
Мудрец:
Царь!
Разочтемся, наконец.
Помнишь? За мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою?
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу.
Царь Додон:
Что ты?
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся.
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего.
Мудрец:
Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу.
Появляются царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», Балда.
Царица:
Свет мой, зеркальце! Скажи… Кто вы? Откуда взялись?
Царь Додон:
А ты кто такая?
Царица:
Как это кто? Я – царица!
Царь Додон:
Это я – царь!
Балда:
И что это вы спорите?
Царица и царь Додон:
А ты кто такой?
Балда:
Я – Балда. Живу в поповом доме, сплю себе на соломе, ем за пятерых, работаю за семерых… Вот я кто!
Царица:
А не хотите ли съесть яблочки? (Протягивает яблоки царю и Балде.)
Кот:
Видишь, что произошло? Все сказки перепутались. Надо поскорее отправить героев в свои сказки, пока они чего-нибудь не натворили! (Кот машет лапами и листает страницы. Герои уходят.)
Мальчик:
Какая жалость! Как же мне встретиться с героями сказок Александра Пушкина? Я так и не узнал, кто из какой сказки.
Кот:
Ложись спать, а завтра проснешься, начнешь читать книгу и со всеми познакомишься. А мне пора. Меня ждет Лукоморье.
4 мин
Часть 7. Эпилог
Звучит увертюра «Рассвет над Москвой-рекой» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». В комнату входит мама. Мальчик просыпается. Сцена и спектакль заканчиваются вальсом Г.В. Свиридова «Метель».
Мама:
Доброе утро, дорогой. Как тебе спалось?
Мальчик:
Так это был сон?.. (Замечает книгу сказок, радостно бросается к ней, берет в руки, потом разочарованно говорит.)
Мальчик:
Да она же самая обыкновенная… Мама, а я познакомился с героями книги. Но не знаю, из каких они сказок.
Мама:
А ты начни читать, тогда все герои оживут и расскажут тебе свои истории. И ты узнаешь, как прекрасны сказки А.С. Пушкина. Они многому научат тебя, ты поймешь, как надо относиться к другим людям и миру вокруг!
Важная информация