Электронный журнал «Управление начальной школой»
Новости
ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2015года
Праздник в начальной школе

«Путешествие по сказкам Пушкина» (Сценарий внеурочного мероприятия для учащихся начальных классов)

6 июня — Пушкинский день России. Каждый год в этот день проходят самые разнообразные мероприятия, посвященные творчеству поэта: литературные вечера в школах и библиотеках, конкурсы чтецов, молодых поэтов и др. Возможный сценарий праздничного путешествия по сказкам Пушкина предлагается вниманию наших читателей.
Н.Л. Гашкова, учитель начальных классов КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка», г. Киров

Планируемые результаты предлагаемого мероприятия соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В ходе мероприятия создаются условия для формирования следующей группы универсальных учебных действий учащихся (далее — УУД):

  • Личностные УУД: формирование патриотического чувства гордости за великого русского поэта; развитие творческой активности учащихся.
  • Познавательные УУД: систематизация материала по биографии писателя и сказкам Пушкина; обогащение знаний учащихся новыми сведениями из биографии писателя.
  • Коммуникативные УУД: умение работать в группе, умение давать точные, развернутые ответы на вопросы.
  • Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Необходимое оборудование и материалы:

  • компьютерная презентация;
  • документ-камера;
  • костюмы для сказочных персонажей (Золотая рыбка, Царь Салтан, Кот Ученый, Шамаханская царица, три девицы из «Сказки о царе Салтане…», царица из «Сказки о мертвой царевне…», мальчики на базаре);
  • сопутствующие предметы: свиток, письмо, слова — анаграммы, кроссворд, сказочная газета, подарки, грамоты.

Ход мероприятия

Учитель: Россия дала миру много талантливых людей. Весь мир восхищается нашими поэтами, писателями, композиторами, учеными. Но есть имя, которое дорого и близко каждому человеку, любящему и понимающему Россию, — это Александр Сергеевич Пушкин.
В жизни интересна судьба каждого человека, а жизненный путь великого русского поэта вызывает особый интерес. Чтение французской литературы в библиотеке отца, лицейское братство, одиночество в Михайловском, встреча с Натальей Гончаровой, дуэль…
После гибели Пушкина газеты писали: «Солнце нашей поэзии закатилось!». Нам, благодарным читателям его произведений, осталась в дар кладовая его таланта — его книги. Знакомство с творчеством Пушкина начинается еще в раннем детстве. Накануне нашей сегодняшней встречи вы писали домашнее сочинение, вспоминали с родителями, как произошла ваша первая «встреча» с Пушкиным.
Давайте послушаем несколько ваших воспоминаний. (Дети зачитывают отрывки из своих сочинений.)
Ученик-ведущий:
Здесь на картинах вдоль стены
Вместились сказки старины.
Там белка песенки поет,
А петушок дозор ведет.
Царица с зеркальцем сидит,
Оно всю правду говорит.
еланья рыбка исполняет,
Кто имя автора узнает?
Учитель: А сейчас, дорогие ребята, я приглашаю вас в путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина, чтобы мы еще раз вспомнили полюбившиеся произведения, повстречались с героями этих сказок. Во время путешествия вам предстоит выполнить несколько заданий. Оценивать правильность выполнения заданий будет жюри.
(Учитель представляет жюри, в состав которого можно включть коллег, родителей, старшеклассников).

Остановка 1. «У лукоморья дуб зеленый…»
Наш путь мы начнем со знаменитого пушкинского дуба, который растет в сказочной стране Лукоморье:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Кот Ученый: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Наконец-то вы пришли. Я вас уже давно поджидаю. Я очень рад, что вы хотите погостить в моей волшебной стране. Расскажите, пожалуйста, о себе.
(Словами Кота Ученого начинается первый конкурс «Давайте познакомимся». Суть конкурса в представлении учащимися своих команд. Жюри оценивает участников конкурса следующим образом: 5 баллов — если оригинальные название, девиз и интересное представление; 4 балла — если менее интересно и т. д.)
Ученик-ведущий: Какие талантливые мои друзья! Думаю, трудно было жюри решить, кто победил в конкурсе? (Дает слово председателю жюри, который называет победителя, победителей, после чего объявляется второй конкурс.)
Учитель: Дорогие ребята, проведем конкурс, который называется «Биография сказочника». В нем победит тот, кто наберет большее количество баллов (по 1 баллу за правильный ответ). Попрошу наше жюри помогать мне следить за тем, кто ответит первым, и фиксировать ответивших правильно. (Учитель произносит вопросы, ученики отвечают.):
— В каком году родился поэт? (в 1799 г.)
— Сколько детей было в семье Пушкиных? (Трое: Саша, Ольга, Лева.)
— Сколько лет было Пушкину, когда он поступил в Лицей? (12 лет.)
— Вспомните первый псевдоним Пушкина. (№ 14)
— Как звали лучшего друга Пушкина? (Иван Пущин.)
— Кто из великих людей того времени подарил Пушкину свой портрет со словами: « Победителю-ученику от побежденного учителя»? (Старший друг Пушкина, поэт В. А. Жуковский.)
— Кто написал посвященное Пушкину стихотворение «Смерть поэта»? ( М. Ю. Лермонтов.)
— К какому произведению Пушкин сделал иллюстрацию (на слайде)? (поэма «Руслан и Людмила».)

Остановка 2. В гостях у «Сказки о царе Салтане…»
Учитель: Вы знаете, ребята, что для многих произведений Пушкин использовал сказки своей любимой няни Арины Родионовны Яковлевой. Вот послушайте, какую сказку рассказывала няня маленькому Саше.
Арина Родионовна: Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; другая, что одним куском материи оденет; а третья, что с первого года родит тридцать три сына. Царь женился на третьей.
Учитель: Ребята, вы узнали сказку, которая родилась из этой истории?
(Инсценировка отрывка из сказки предваряется словами учителя)
Учитель: Ребята, посмотрите, куда это мы попали? (на слайде остров Буян)
Стоит на острове Буяне
Красивый город — лучше нет.
Мы в сказке о царе Салтане,
Прекрасней сказки в мире нет
Ученик-ведущий: Жители этой страны приготовили нам задание: перечислите чудеса на острове Буяне. Кто выполнит это задание? (Ученики отвечают (ответы: белка, Тридцать трибогатыря, Царевна-Лебедь.))
Учитель: Тридцать три богатыря пропустят нас дальше в нашем путешествии, если мы выполним еще одно их задание: нужно вспомнить всех героев из «Сказки о царе Салтане». Если команда ни разу не ошибется — 5 баллов, если пропуск хода «-1» за каждый пропуск. Помогать нам будет жюри. (Полный список ответа: Баба Бабариха, белка, богатыри, Гвидон, гонец, дьячок, комар, корабельщики, коршун, Лебедь, муха, Повариха, Салтан, слуги, Ткачиха, царица, Черномор, шмель.)
Ученик-ведущий: Да! Приятно побывать в сказочном городе князя Гвидона, но нам пора отправляться в другую сказку.

Остановка 3. В гостях у «Сказки о рыбаке и рыбке»
Два чтеца (по очереди):
Сейчас потолкуем
О сказке другой:
Тут синее море,
Тут берег морской…
Старик вышел к морю,
Он невод забросит,
Кого-то поймает
И  что-то попросит.
О жадной старухе
Рассказ тут пойдет.
А жадность, ребята,
К добру не ведет.
И кончится дело
Все тем же корытом,
Но только не новым,
А старым разбитым
Ученик-ведущий: В какой сказке мы очутились, ребята? («Сказка о рыбаке и рыбке».)
(Праздник продолжается инсценировкой отрывка из сказки, предваряемой словами учителя.)
Учитель: А кто это плывет по морю? Сама «государыня рыбка» приплыла поприветствовать нас в своей сказке!
(Группа девочек исполняет танец под музыку песни «Рыбка» группы «Фабрика».)
Золотая рыбка: Вы так чудесно танцевали, что я решила помочь вам перенестись в другую сказку. Надо произнести волшебные слова:
Я разочек повернусь
И рыбешкой обернусь.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
В сказку новую попали,
Человечками все стали.

Остановка 4. В гостях у «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
(Остановка начинается с  мини-инсценировки отрывка из сказки — сценки с зеркальцем.)
Учитель: А сейчас мы в какой сказке? Кого мы увидели? Что любила царица больше всего на свете? Красивое у царицы зеркальце? Большое. Всех нас видно. А зеркальце не простое, с заданием — кроссвордом. (Команды разгадывают кроссворд.)
Ученик-ведущий: Зеркальцу очень понравилось, как дружно вы разгадывали его кроссворд, и оно решило помочь нам попасть в другую сказку.
Свет наш, зеркальце, скажи,
Нам дорожку укажи.
В сказку новую другую,
В сказку добрую, не злую.
Зеркальце:
Детки, глазки закрывайте,
Вы устали, отдыхайте,
Я сейчас вам помогу,
В сказку вас перенесу.
Открывайте глазки.

Остановка 5. В гостях у «Сказки о попе и работнике его Балде»
(На слайде иллюстрация рыночной площади. Выходят три мальчика и кричат.)
Первый мальчик: Внимание! Внимание!
Второй мальчик: Бесплатная сказочная газета!
Третий мальчик: Кому газету, поднимайте руку! Сказочное приложение к газете «Из рук в руки»!
Учитель: Ребята, что это такое? Что там написано? Объявления? Давайте их прочитаем!
(Первое объявление читает 1-я команда.)
Учитель: Какие слова знакомые. Из какой они сказки? Неужели есть кто-то, умеющий все это делать? Кто? Зачем ему это было нужно?
Ученик-ведущий: Герои этой сказки тоже подготовили для вас задание. Переверните лист газеты. Прочитайте, что написано с обратной стороны? (слово «Пушкин») Вам нужно написать для каждой буквы фамилии писателя слово — ассоциацию с Пушкиным. Слова могут быть разных частей речи
(Результаты работы групп демонстрируются с помощью документ-камеры.)
Учитель: Вот мы и погостили в очередной сказке Пушкина. В какой сказке мы еще не были?

Остановка 6. В гостях у «Сказки о золотом петушке»
(Исполняется танец Шамаханской царицы.)
Учитель: Ребята, мы с вами много беседовали, отвечали на вопросы, разгадывали кроссворд, а в «Сказке о золотом петушке» мы с вами поиграем. Игра называется «Доскажи словечко»:
Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве
Жил был славный царь… (Дадон, с молоду был грозен он…)
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка… (Золотого петушка)
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место… (Обернется)
И кричит: Кири-ку-ку!
Царствуй… (Лежа на боку.)
Страх и шум во всей столице.
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит бьется петушок,
Обратившись… (На восток)
Войско в горы царь приводит,
И промеж высоких гор
Видит… (Шелковый шатер)
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился… (Домой).
Сказка — ложь да в ней намек!
(Добрым молодцам урок).
Учитель: Вот про уроки-то как раз нам и расскажут наши родители. Они подготовили для вас сюрприз.
(Инсценировка родителями сценки «Как Вася писал сочинение «Мой любимый герой». Текст сценки за автора читает учитель.)
Сценка
Вася: Мам, нам сегодня сочинение задали. По сказке Пушкина.
(Мама на кухне занята своими делами.)
Мама: По какой?
Вася: Я же сказал: по сказке Пушкина.
Мама: Но у Пушкина много сказок.
Вася (растерянно): Много?
Мама: А ты возьми ту, что больше нравится. Вот, например, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Вася (морщась): О мертвой? Что, он не мог о живой, что ли, написать?
Автор: Мать порылась на полке и протянула Васе книгу.
Мама: Вот почитай.
Автор: Прошло полчаса.
Вася: Прочитал! Хорошая сказка! И главное, царевна ожила.
Мама: Тогда бери тетрадь и пиши. Сначала составь план.
Вася: План уже есть, нам учительница дала.
Мама: Вот и прекрасно.
Автор: Вася перечитал план, погрыз ручку и написал.
Вася (изображает, что пишет): Я читал много сказок А. С. Пушкина, но больше всего мне понравилась «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Автор: На этом вступление было закончено. Дальше по плану нужно было рассказать о любимом герое. Но кто он, этот герой? На всякий случай Вася заглянул в учебник, потом снова в сказку.
Вася: Мама! Кто же любимый?
Мама (не понимая): Какой любимый?
Вася: Ну, кто мой любимый герой?
Мама: Как кто? Тот, кто тебе больше всех понравился.
Вася: А мне все понравились! Может быть, царица?
Мама (в ужасе): Царица! Она же злая!
Вася: Зато у нее зеркальце было. Говорящее.
Мама: При чем тут зеркальце? Я бы на твоем месте написала о королевиче Елисее.
Автор: Теперь все стало ясно. Вася взял ручку и написал.
Вася: Больше всех мне понравился королевич Елисей. Он был сильный, ловкий, а также умный и добрый. И еще красивый. И не бросил свою царевну в беде.
Автор: Оставался последний пункт плана.
Вася: Хочу ли я быть похожим на этого героя? За что? (задумался) Мама! За что я хочу быть похожим на королевича Елисея?
Мама (сердито): Ну уж нет! До Елисея тебе далеко! Тот был настойчивым и сам все решал. А ты двух строчек самостоятельно написать не можешь.
Автор: Вася подумал и написал.
Вася: Я хочу быть похожим на королевича Елисея за его настойчивость и решительность в достижении цели.
Автор: Складывая учебники в портфель, Вася подумал.
Вася: Интересно, Пушкин эту сказку сам написал или ему мама помогала?..
Учитель: Ребята, а вы ведь тоже рассуждали на тему любимого пушкинского героя. Давайте послушаем некоторых ребят. Кто из героев произведений Пушкина симпатичен вам и почему? (Дети зачитывают отрывки из своих сочинений.)
Учитель: Да, сказка нужна нам не только для того, чтобы интересно проводить время, читая ее. Но каждая сказка еще и учит нас чему-то, высмеивая злых героев, мы учимся добру, справедливости, честности.
Учитель: Давайте подумаем в группах
Учитель: Итак, чему учат нас эти сказки? (Учитель зачитывает ответы детей в каждой из групп.)
Кот: Мяу, ну что, ребята, понравилось вам в сказках? (Ответы с места.)
Учитель: Как я за вас рада! Но, к сожалению, нам пора возвращаться домой, в наш родной город. Пора подводить итоги: сколько баллов заработала каждая команда.
Кот: Подождите, подождите, жителям нашей сказочной страны понравились все ребята без исключения, и мы хотим вручить вам подарки. (Вручает шоколадки «Сказки Пушкина» и грамоты.)
Ученик-ведущий: Вот уже более двухсот лет люди читают сказки Пушкина. Имя Пушкина живет с нами всю жизнь: от рождения до старости. Давайте же сохраним любовь к сказкам Пушкина на всю жизнь!
Учитель: 
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все быстрей нам хочется узнать…
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В двадцать, тридцать лет и в сорок пять
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.